Я здесь застрял: бывший заключенный Гуантанамо рассказал о жизни в Казахстане

Он уже семь лет женат, но еще ни разу не видел своей жены.

Сара Кайрат

Бывший заключенный Гуантанамо, йеменец Сабри Мухаммад Ибрахим аль-Кураши рассказал о жизни в Семее, куда его депортировали в конце декабря 2014 года, сообщает golos-naroda.kz со ссылкой на Би-би-си.

Сабри аль-Кураши провел почти 13 лет в Гуантанамо, прежде чем его насильно переселили в Казахстан. Он прибыл в город Семей в 2014 году вместе с четырьмя другими бывшими заключенными. Один из них - Асима Тахита Абдуллу Аль-Халаки умер от почечной недостаточности через четыре месяца после прибытия. Второй - Лотфи Бин Али не смог получить необходимую медицинскую помощь в Семее, и в прошлом году его депортировали в Мавританию, где он скончался от болезни сердца. Сабри аль-Кураши остался один в Семее. По его словам, он «живет хуже, чем в тюрьме».

«В Гуантанамо было лучше, чем здесь, потому что там у меня хотя бы была надежда, что когда-нибудь я окажусь в лучшем месте», - сказал аль-Кураши.

Йеменец написал письма президенту и премьер-министру Казахстана, в посольство США и Международный комитет Красного креста (МККК) с просьбой освободить его или отправить обратно в Гуантанамо, но ответов не получил.

«Когда приехала правительственная делегация из Казахстана, они сказали мне, что со мной будут обращаться как с гражданином Казахстана. Но это была ложь. У меня нет ни статуса, ни документов, ни семьи, ни друзей. Я застрял здесь, и конца этому нет», – отметил он.

По его словам, аль-Кураши часто останавливают полицейские, когда он выходит из своей квартиры, и просят предъявить удостоверение личности, которого у него нет. Иногда его отвозят в полицейский участок, где он вынужден проводить по семь или восемь часов в ожидании представителей Красного Креста. После одного такого задержания, у него начались проблемы со здоровьем. По словам аль-Кураши, однажды его ударил полицейский за отказ снять куртку. В результате удара его лицевой нерв был поврежден. В Семее, который он не имеет права покидать, ему не могут оказать должную медицинскую помощь.

«Я пошел в полицейский участок, чтобы спросить, что случилось с парнем, который меня ударил, а они сказали: «Закрой рот, ты здесь никто, иди домой», - поделился аль-Кураши.

По словам аль-Кураши, этот инцидент подвел итог его жизни в Семее - жизни, полностью отданной на милость местных властей, которые считают его осужденным террористом.

«Первая боль — это удар. Вторая боль — это то, что у тебя нет доступа к правосудию. У тебя нет никаких прав», - сказал он.

Как сообщает издание, Аль-Кураши никогда не предъявляли обвинений США, которые утверждали, что он был членом «Аль-Каиды», прошедшим тренировочный лагерь в Афганистане. Он был арестован пакистанскими силами безопасности в предполагаемом убежище «Аль-Каиды» в Карачи, но он отрицает, что когда-либо был членом этой группировки.

Во время содержания под стражей в Гуантанамо аль-Кураши начал рисовать, создав большое количество работ, которые впоследствии были конфискованы. Он попытался сохранить эту практику в Семее. По его словам, это единственное, что помогает мне оставаться в здравом уме. Ему запрещено заказывать что-либо через Интернет, поэтому его доступ к краскам и холстам ограничен. Его попросили предоставить работы на выставку работ бывших заключенных, но у него нет казахстанского удостоверения личности, и поэтому он не может отправить их.

Отрывки из двух картин Сабри аль-Караши, начавшего рисовать в Гуантанамо.

«Я спросил у МККК, должен ли я сжечь свои картины? Они сказали мне, что их единственная задача - обеспечить меня крышей и едой, и все», – сказал аль-Кураши.

Семь лет назад аль-Кураши женился по семейной договоренности на женщине из Йемена, с которой он никогда не встречался, потому что ему запрещено покидать Семей, а она не может приехать в Казахстан, чтобы жить с ним. Он обращался к различным казахстанским властям за разрешением на выезд, но его положение остается неизменным.

«Я уже семь лет жду, когда начнется моя жизнь», - сказал он.

В 2014 году в нашу страну прибыли пятеро заключенных Гуантанамо: двое тунисцев и трое йеменцев. Все пятеро узников были задержаны в 2001-2002 годах в Пакистане и переданы в распоряжение властей США из-за подозрений в связях с «Аль-Каидой» или с ее группировками. Никому из этих пятерых заключенных так и не были предъявлены обвинения, поэтому военное руководство США приняло решение освободить их из-под стражи. Казахстан – не единственная страна, которая согласилась принять заключенных Гуантанамо по программе переселения. В 2014 году в рамках кампании американского президента Барака Обамы по ликвидации тюрьмы Гуантанамо заключенные были переселены в Алжир, Кувейт, Саудовскую Аравию, Грузию, Словакию, Уругвай и Афганистан.

Реклама
Реклама
Новости партнеров