Домашнее насилие, беспросветная нищета, отсутствие крыши над головой – мы привыкли к новостям о многодетных семьях с негативной окраской.
Эта история большой семьи из ВКО, рассказанная ими golos-naroda.kz, – одна из немногих по стране, где родители хоть и очень ограничены в финансовых возможностях, но добросовестно исполняют родительские обязанности.
Медет и Айгуль Иманалиновы из Семея вместе вот уже более 13 лет и давно мечтали о дочке. У семейной пары, которая уже воспитывает троих сыновей 2008, 2014 и 2018 года рождения, 24 декабря позапрошлого года случилось настоящее чудо — супруги стали родителями тройняшек. Новорожденным девочкам дали имена Алима, Алина и Алиша. Рождение сразу трех дочерей стало для них радостной неожиданностью.
С 2014 года Иманалиновы снимают частный дом за ежемесячную плату в 60 тысяч тенге. Дом небольшой – две комнаты и кухня. Зимой на отопление уходит 8 тонн угля. Отапливается помещение неплохо, но стены дома тонкие, а потому здесь почти всегда высокая влажность. От сырости потолки и стены нередко захватывают колонии грибка, что безусловно опасно для здоровья – он вызывает аллергические реакции, бронхиальную астму. Чаще всего в такой ситуации страдают маленькие дети.
Впрочем, деваться некуда, жить где-то надо. Ведь главное для семьи – крыша над головой. Вопрос лишь в квадратуре. Ведь, если с тремя детьми семья в этом доме еще могла уместиться, то с появлением тройняшек стало значительно теснее.
Сегодня девочкам уже полтора года, каждой из них необходимо пространство, так же, как и старшим ребятам-школьникам, которым нужно выполнять домашние задания, а условий для этого практически нет.
«Дом мы снимаем у родственников, так было бы, конечно, дороже. В доме две комнаты и кухня. Старший сын, Санжар, окончил седьмой класс, средний сын Ерканат пойдет в третий класс, младший Дарын ходит в детсад. Для старших детей практически нет условий для того, чтобы они могли делать домашние задания. К примеру, младший сын у нас очень активный, не дает им заниматься. На успеваемость, вроде не влияет, учителя не жалуются, но все же хотелось бы, чтобы они занимались в надлежащих условиях», – говорит многодетная мама Айгуль Иманалинова.
После рождения тройняшек семья встала в очередь на получение жилья. Вот только очередь никак не продвигается, ведь многодетных в городе много и никакой помощи от государства они не получают.
«В феврале 2021 года мы встали в очередь, как многодетная семья. В конце зимы мы узнавали по поводу жилья, тогда нам сказали, что мы в очереди 664, кажется. Нам говорят: «Таких как вы много, тихо сидите, никуда не лезьте». Никакой особой поддержки от государства мы не видим», – говорит глава многодетного семейства Медет Иманалинов.
Недавно многодетным семьям подняли размер пособий. Сейчас на шестерых детей семья получает около 83 тыс. тенге.
«После рождения тройняшек к нам приходили с «Нур Отана» (переименовано в партию «Аманат» - ред.), посмотрели, принесли «рожки-макарошки» и ушли. С тех пор больше никто не приходил, не спрашивал. А так помощи никакой нет, все сами», – говорит Медет.
К слову, на содержание семьи в месяц уходит ни много ни мало около 500 тыс. тенге. Та же бутылка кефира сегодня стоит 550 тенге, в день семья покупает четыре таких бутылки — это уже 2200 тенге. Аналогичная ситуация и с подгузниками. Одной упаковки на трех девочек хватает только на три дня. Одна упаковка стоит около 6 тыс. тенге. Итого в месяц только на кефир и подгузники уходит около 130 тыс. тенге. И это, не считая затрат на продукты, детское питание, одежду и другие бытовые расходы. За одно только электричество в зимнее время семья платит 22 тыс. тенге, летом – 15 тыс. Не так давно супруги обратились в РЭК, дабы узнать, нет ли для многодетных семей каких-либо льгот, и получили в ответ категорическое «нет».
«Конечно, нелегко, но мы уже привыкли. У тройняшек самое трудное время в виде бессонных ночей уже прошло, но сейчас появляются другие трудности. Это нормально - справимся. Пандемию пережили спокойно. Разве что были некоторые проблемы по работе. У меня свое ИП. На рынке держу точку. Продаю электроинструменты, дрель, болгарки и прочее. Пандемия повлияла на доходы, торговля стала хуже, соответственно, и бюджет семьи подсократился. Но мы не жалуемся, потихоньку справляемся, где-то родственники помогают, где-то родители. Для себя держим курочек, сажаем огород. Пропитание и проживание себе потихоньку обеспечиваем, а вот на что-то крупное собрать уже проблематично. Конечно, хорошо было бы решить проблему с жильем», – говорит Медет Иманалинов.
Вести хозяйство с шестью детьми, конечно, трудновато, но Айгуль справляется. Тем более, что старшие дети стараются помогать маме нянчить младших.
«Особенно трудно, когда все три дочки болеют. Недавно одновременно заболели, температурили. Это было очень трудно, всю ночь практически не спали. А так в остальном справляемся. День у нас проходит очень активно. Хорошо, что старшие помогают, нянчатся, пока приготовлю есть. Но они тоже дети, хотят играть, куда-нибудь сходить. Старших хотели определить на летние каникулы, чтобы не сидели дома зря. Двое сыновей очень хотят в бассейн записаться. Каждый день нам об этом твердят, но пока по финансам мы этого позволить не можем. Хорошо было бы, если бы были какие-нибудь бесплатные программы для многодетных, чтобы ребятишки могли заниматься на безвозмездной основе», – говорят супруги.
В доме с шестью детьми нет ни минуты тишины, но родители к такому уже привыкли и без такого веселого шума представить жизнь уже и не могут. За каждым из детей нужен глаз да глаз.
«Дети у нас очень активные, общительные. Если говорить о тройняшках: одна спокойная, сама по себе играет, спит, не капризничает. Вторая очень активная, боевая, может отбирать у остальных игрушки, бутылку с молоком. Третья лапочка-дочка, неженка. У мальчиков характеры также разные. Старший – шустрый, средний – спокойный и уравновешенный, младший – гиперактивный. Мальчики гордятся тем, что у них есть сестры-тройняшки, хвастаются своим сверстникам», – рассказывает глава семейства.
В городском отделе ЖКХ, в свою очередь отмечают, что любая многодетная семья, если у нее есть городская прописка и нет собственного жилья, имеет право встать в очередь на получение жилья от государства. Вот только в очередях семьи стоят практически десятки лет и никаких видимых льгот от государства не получают.
«Мы воспитаны так, что попрошайничать, просить что-то у других не привыкли. Нам это стыдно и неудобно. Мы ведь не ради кого-то детей рожали, а для себя. И справляться стараемся самостоятельно. Помогают родственники, бабушки и дедушки. Надеемся, что в дальнейшем будет легче, трудно, как говорится, только в первые 50 лет», – шутит Медет.
В тот год ожидалось, что новорожденных девочек из роддома встретят представители отдела соцзащиты и городского руководства, а аким подарит им ключи от долгожданной квартиры, поскольку такие случаи в Семее ранее были. Однако этого не произошло. А жаль, ведь семье жилищная помощь сейчас была бы как нельзя кстати.
Раушан Майдану