поиск
×
Казахстан

С кем собрался воевать Казахстан?

Повышение боеспособности армии – одна из главных целей любой околовоенной операции

Анна Величко
19 января 2024 года в 08:15

С кем собрался воевать Казахстан?
Коллаж: Голос народа

19 января в ходе совместного заседания палат парламента депутаты должны, в числе прочих вопросов, одобрить либо отклонить отправку наших военных в миссии ООН. Куда именно и сколько – станет известно уже очень скоро. Но как бы за кадром остается главный вопрос: а зачем это надо? Любая миссия в зону боевых действий – это повышение опыта военных, а Казахстан, вроде бы, страна абсолютно мирная. Зачем же тогда наших офицеров надо отправлять «нюхать порох»? Этот вопрос «Голос народа» задал экспертам.

Стоит отметить, что в различных военных миссиях казахстанские военные участвуют более 20 лет. Наши военные были в Ираке, Ливане, на границе Индии и Пакистана, в африканских странах и на Ближнем Востоке. Прямо сейчас в различных зонах конфликтов находятся 19 казахстанских миротворцев.

Учиться вести переговоры с агрессивными гражданскими

Как уверен эксперт в сфере международной безопасности, бывший военный Эмин Джаббаров, участие в любой миротворческой миссии – полезный опыт для военного. А участие в миссиях ООН – тем более.

«ООН, а особенно их миссии по сохранению мира, работает по годами выверенным стандартам и апробированным протоколам. И нам очень полезно перенимать их опыт, равно как и просто побывать в «горячих точках», чтобы понять, как они проходят границу, как ведут себя в городе, как организуют досмотры и выстраивают общение с населением, и так далее», - объясняет Джаббаров.

Кроме того, ООН в современных реалиях максимально безопасный с точки зрения внутренних и внешних рисков партнер для Казахстана. Когда-то наиболее активной страной мира в плане отправки своих миротворцев в миссии ООН был Китай. Сейчас он уже не так активно пользуется этой возможностью, однако авторитет и гуманизм миротворческих миссий ООН не оспаривается никем в мире. В отличие от других миссий.

«У НАТО есть программа «Партнерство во имя мира», в рамках которой они проводят обучающие и миротворческие миссии для стран, которые не входят в Альянс. Раньше, в 2000-х годах, они очень хорошо работали в Казахстане и проводили очень хорошее обучение. В силу политических причин, эта линия обучения оборвалась. И это, на самом деле, не очень хорошо для нас. К примеру, у них очень хорошие стандарты работы с населением. Условно: перекрыли гражданские дорогу, как вести с ними переговоры с военным? Сейчас очевидно, что этих знаний нам очень не хватает», - признает Эмин Джаббаров.

Главное – не уйти «не туда»

Вместе с тем, участие в миротворческой миссии – это еще и повышенное довольствие военных. За выезд в «горячую точку» выдается тройной оклад, кроме того, по линии ООН возмещаются все понесенные затраты страны на отправку миротворцев.

Вместе с тем, политолог Аман Мамбеталиев напоминает: у Казахстана очень обширный опыт участия в миротворческих операциях. И самое главное – мы давно поняли, что это – не туристическая поездка.

«История нашего миротворческого дивизиона началась в Ираке в 2003 году. Там наши ребята выполняли функции саперных работ, защиты конвоев, определенных объектов, у нас даже были потери в той миссии», - напоминает он.

В 2005 году во время службы в Ираке погиб капитан Кайрат Кудабаев. Посмертно герой награждён орденом "Айбын" I степени. 

Всего же в миротоворческих миссиях за 20 лет приняли участие около 1000 казахстанских военных, в новую миссию ООН Минобороны, согласно официальным данным, планирует направить 139 военных.

И, как подчеркивает политолог, у этого решения, конечно же, есть определенные риски.

«Риски у нас могут быть только в выборе миссий. Сейчас в масштабном конфликте участвуют наши соседи, миссия на российско-украинскую границу может быть негативно воспринята внутри страны. также надо учитывать риски при отправке контингента в ближневосточные страны: должна быть четкая оценка внутренних настроений общества», - говорит он.

Хочешь мира – будь в тонусе

Экс-дипломат и политолог Казбек Бейсебаев подчеркивает: миротворческая миссия — это больше политическое, нежели военное мероприятие.

«Если говорить о них с точки зрения боевого опыта, то вряд ли стоит на что-то рассчитывать: в миссию обычно отправляется батальон, это не более 500 человек. Даже если они пройдут хорошую подготовку в горячих точках, что с того? Станет ли от этого лучше многотысячная армия? Сомневаюсь», - говорит он.

Но приглашение в качестве миротворческого контингента в ту или иную страну – это своего рода признак доверия. Как напоминает политолог, Казахстан уже давно и стабильно позиционирует себя на мировой арене как страну, уважающую любые легитимные интересы и всегда предпочитающую диалог вооруженному противостоянию.

«Вот, допустим, произошла эскалация конфликта между двумя соседними странами. И в разграничении обычно стоит миротворческий батальон из страны, которой доверяют обе стороны конфликта. И если Казахстану есть кого отправить в такую миссию - это очень хорошо и престижно», - подчеркивает Бейсебаев.

Что же касается возможных угроз для Казахстана, то, как отмечает экс-дипломат, они вполне реальны. Вот только нивелировать их только лишь силами военных вряд ли получится.

«Мы живем в мире со всеми соседями, у нас демаркирована вся граница. Так что в этом вопросе все хорошо. Но обороноспособность страны и боеспособность армии надо все равно укреплять. На всякий случай… Есть ведь и другие угрозы. К примеру, недалеко от нас достаточно проблемный Афганистан, который, чисто теоретически, может прислать к нам своих радикалов. Есть у нас и чисто внутренние факторы риска, которые мы все почувствовали в январе 2022 года. При этом многие эксперты не единожды отмечали, что в 2024 году в Казахстане есть риск дестабилизации обстановки. И, чтобы его нивелировать, нам надо укреплять и армию, и полицию, и, конечно же, единство народа», - резюмирует Казбек Бейсебаев.

Новости партнеров

Вам будет интересно