Украсть миллиард и не попасться: какие схемы используются при разворовывании бюджета в Казахстане

За два месяца был выявлен ущерб государству более чем на 10 млрд тенге

Бахытгуль Джакупова

Исполнительный директор республиканского общественного объединения «Әділдік жолы» Дидар Смагулов рассказал в интервью «Голосу народа» о миллионных хищениях в сфере образования.

Как сообщает общественник, в ходе анализа коррупционных рисков за два месяца был выявлен ущерб государству более чем на 10 млрд тенге.

«Мы провели внешний анализ коррупционных рисков в течение двух месяцев, в результате которого было выявлено порядка 500 мёртвых душ по всей стране. Мёртвые души — это фактически неработающие в школе люди, которые получали зарплаты. Ущерб составил около 10 млрд тенге, и на данный момент эта сумма значительно возросла», - сообщает Смагулов.

Он отмечает, что это не единичные случаи, подобные ситуации происходят часто, и порой дела поражают своей наглостью.

«Как можно украсть миллиард тенге, чтобы никто не заметил? Все спрашивают меня: «Ну, как это может быть?» Дело в том, что деньги, которые украдут, закладываются ещё на этапе планирования, при формировании бюджетной заявки. Сумму, которую крадут, уже вносят в бюджетные документы бухгалтеры школ и отделов образования, которые курируют несколько школ. Фиктивные данные вносятся в таблицу Excel».

Как сообщает борец с коррупцией, такие ситуации происходят по двум причинам. Первый фактор — это человеческий, при средней нагрузке на одного сотрудника в отделе образования около 100-200 школ, что эквивалентно 10 000 страницам Excel. В таком потоке информации человек просто не может обнаружить подлог. Второй фактор — коррупционный, так как специалисты из отдела образования часто сами участвуют в коррупционных схемах.

«В Мангистауской области в Каракиянском районе сотрудники управления отдела образования области числились методистами в вечерней школе и получали зарплату. В этой же вечерней школе директор седьмой школы местной административной единицы числился преподавателем и так далее. Несомненно, факт, что они так не работали, легко проверяется с помощью видеонаблюдения и других методов, но зарплаты они получали».

Директоры школ, отвечая на вопрос о подобных «работниках», утверждают, что привлекают фиктивных сотрудников, чтобы избежать давления и проверок.

Также Смагулов поделился коррупционной историей, которая шокировала его больше всего.

«В 2018 году в одну из школ Актобе устроился бухгалтер. Как-то он закинул себе 30 000 тенге сверх зарплаты, и никто не заметил. Он думает: «Блин, классно». Пришёл на следующий день на работу, закинул 50 000 тенге - никто не заметил, и такими шагами его аппетит вырос до единовременного транша в 14 миллионов тенге. Он занимался этим два-три года, и за это время он перевёл себе 390 млн тенге. Но он не успел уволиться до тех пор, пока мы не пришли с проверкой. Сейчас расследуется уголовное дело. Представьте себе, один бухгалтер обычной школы в Актобе перевёл себе 390 млн тенге, и никто этого не заметил. После этого ты не удивляешься миллиардам у бухгалтеров», - подытоживает глава «Әділдік жолы».

Реклама
Реклама
Новости партнеров