Бывшие политики пытались навязать систему двоевластия в Казахстане
В начале нового года президент Касым-Жомарт Токаев дал откровенное интервью газете Egemen Qazaqstan. Глава государства ответил на вопрос о двоевластии в стране в 2019 году и рассказал, что соратники экс-президента не были готовы принимать новые реформы в стране, передает «Голос народа».
Касым-Жомарт Токаев признался, что после избрания на пост президента со стороны некоторых политиков исходили попытки навязать модель двоевластия. И эти попытки, по его словам, очевидно бросались в глаза из-за своей организованности и целенаправленности. До 2022 года в стране действовали президент и верховный главнокомандующий в лице Касым-Жомарта Токаева и председатель Совбеза в лице Нурсултана Назарбаева. Это в конечном итоге, не могло не привести к властной коллизии, говорит глава государства.
«Скажу больше: эта ситуация стала одной из предпосылок январского кризиса. Потому что заговорщики пытались использовать в своих интересах изобретенную модель двоевластия или «тандема». Помните, наверное, заявления ряда должностных лиц, в том числе бывшего министра юстиции, что по своему статусу елбасы стоит выше президента. Некоторые чиновники бегали поочередно по кабинетам. Они играли на этом и в конце концов заигрались. Позже я прямо сказал Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, что политические игрища, прежде всего, его ближайших соратников, чуть было не разорвали страну», — поделился Касым-Жомарт Токаев.
Президент подчеркнул, что в Казахстане недопустимы понятия «старшего и младшего президентов». Затянувший «уход» из власти экс-главы государства Касым-Жомарт Токаев назвал серьезным уроком для будущего поколения руководителей.
«К огромному сожалению, в решающие моменты внутриполитического кризиса свой непрофессионализм и даже предательство проявили руководители ключевых правоохранительных органов», — добавил он.
Преодоление январского кризиса Касым-Жомарт Токаев считает результатом сплоченности граждан.
«Потом, уже во время следствия, некоторые заговорщики признались, что не ожидали увидеть такой уровень консолидации народа и политической воли власти», — признался президент.