Отношения зашли в тупик: политологи о том, как Казахстан пережил 2023 год

В 2023 у страны было много проблем, но главная – кризис доверия народа правительству

Анна Величко

В 2024 году Казахстану придется разгребать застарелые проблемы страны. Вот только справимся ли мы все вместе с этой задачей? И не ждет ли нас какой-нибудь «черный лебедь» в Год Дракона? Своими прогнозами на год грядущий, а также анализом года уходящего с «Голосом народа» поделились политологи.

За год ничего не решить

Как отмечает директор института прикладных и этнополитических исследований Талгат Калиев, 2023 год запомнится в первую очередь своими инфраструктурными проблемами.

На ремонт казахстанских ТЭЦ были выделены миллиарды, однако наступления холодов снова оставили многих казахстанцев без тепла: выяснилось, что кроме основных объектов теплоснабжения ремонта требовала другая инфраструктура.

Как уверен Талгат Калиев, проблему энергетики за год не решить. Другие проблемы страны, к слову, тоже.

«Самая явная проблема, которая ярко обнажилась – это инфраструктурный кризис. Мы видим как сильно изношены наши энергообъекты. И, безусловно, их восстановление – вопрос ни одного дня и даже не одного года. Потому что дело не только в деньгах, нам надо полностью пересматривать систему подготовки кадров, а это очень длительный процесс. Вторая проблема – водные ресурсы. Нам срочно надо заниматься накоплением весенней влаги. А это, опять же, не только деньги, но и новые идеи, имплементация накопленного в мире опыта. То есть, снова все упирается в человеческий фактор и нехватку специалистов», - говорит он.

При этом на горизонте нашей страны маячат и другие неурядицы. Как предполагает политолог, в стране назревает транспортно-логистический кризис, а также проблемы с АПК.

Их тоже решать должны люди. И, как отмечает Талгат Калиев, определенные подвижки есть. К примеру, было восстановлено министерство транспорта и создано министерство ирригации и водных ресурсов.

Нужен Каспий – надо вкладываться в Мангыстау

Политолог Замир Каражанов подчеркивает: казахстанскую внутреннюю политику нельзя отделять от экономики и положения дел во всем мире.

Так, многое в Казахстане будет зависеть от выборов президента США.

«Если там к власти придет кто-то, кто не поддерживает помощь Украине, Европа останется одна. И она будет сильнее давить санкциями на Россию и ее партнеров, в том числе – на Казахстан», - поясняет Замир Каражанов.

Как уверен эксперт, ситуация в мире должна стать стимулом для Казахстана.

«Долгие годы нам было абсолютно удобно пользоваться транспортным коридором через Россию: одна граница – и ты в Европе. Но после всего, что произошло в 2022 году, с тало очевидно, что запасную, хотя бы маленькую, «калитку» все же необходимо иметь. И мы начали заниматься альтернативными маршрутами. Здесь, конечно, большое внимание уделяется Каспийскому маршруту. Мы начали потихоньку это направление развивать, однако есть один нюанс: долгие годы в прикаспийский регион Казахстан вкладывал только в недропользование, но теперь мы видим, что этого недостаточно. Нужно развитие социальной инфраструктуры, иначе в регионе вероятны как социальные, так и экологические проблемы», - прогнозирует Каражанов.

Куда ни глянь – политика

В то же время, как отмечает Замир Каражанов, в 2023 году был официально, по всем показателям, завершен транзит власти в Казахстане.

Так, прошли выборы в парламент, началась зачистка от наиболее токсичных олигархов «Старого Казахстана». В качестве самой знаковой сделки данной зачистки политолог называет, конечно же, возврат Кармета.

Однако подчеркивает: сделано все было очень поспешно и не без вопросов.

«Во-первых, все произошло очень быстро, во-вторых, вызывает вопросы личность инвестора: говорилось о том, что Кармету нужны инвестиции в 3 млрд долларов. У купившего предприятие эти деньги точно есть? Или он их будет искать? Второй момент, который смущает еще больше, профиль деятельности нового инвестора. Все же смешивать автомобильный бизнес и добычу металла нельзя, у них нет ничего общего по сути. Все металлургические комбинаты мира очень специфичны и требуют особого уровня знаний. При этом стоит отметить, что потенциал у Кармета очень большой, его продукция может быть востребована в очень многих странах», - уверен Каражанов.

Что же касается более приземленных вещей, то, как считает Замир Каражанов, в стране формируется все больший разрыв между гражданами и государством.

«Серьезная проблема, которую Казахстан так и не смог решить в 2023 году – инфляция. Она, по итогам года, осталась на уровне в почти 10%, это очень много. Также в первом полугодии у нас был рост экономики 5% и была надежда, что он таким и останется по итогам года. Не сложилось. Причем последний раз у нас экономика росла на 5% в год около 10 лет назад. То есть, раскачать экономику наше правительство не может уже очень давно», - констатирует он.

Как отмечает эксперт, из-за этих,  а также из-за других просчетов, казахстанцы все меньше верят в правительство.

Положение могло бы улучшить усиление гражданского общества, но и в этой части, по словам Замира Каражанова, законодательства так и не было доведено «до ума».

Министров оставили «на второй год»?

Отмечает кризис доверия населения к правительству и политолог Данияр Ашимбаев.

При этом, как подчеркивает эксперт, если смотреть на показатели работы каждого отдельного министра, то у некоторых вполне удовлетворительные результаты по итогам года.

«И вице-премьеры каждый по отдельности неплохо работают, и среди министров есть толковые ребята, но все вместе почему-то сработать четко не могут», - говорит он.

Как предполагает Ашимбаев, во многом министры сами виноваты в сложившейся ситуации: слишком часто они уходят от прямых ответов, меняют кардинально мнение после критики Президента или просто в соответствии с конъюнктурой, не могут «держать удар» от депутатов.

Кстати, в отличие от министров, как подчеркивает Данияр Ашимбаев, депутатский корпус смог в этом году немного нарастить свою популярность среди населения.

«Из того, что не случилось, я бы отметил отставку правительства. С прошлого года президент жестко критиковал министров, но ограничился сменой всего четырех. Ожидалось, что будет смена правительства после парламентских выборов, но ее снова не было. Более того, в сентябре правительство получило своего рода «карт-бланш» на многие решения и избавилось от «опеки» Администрации Президента. При этом авторитет у министров, как показывают различные соцопросы, остается на очень низком уровне. Складывается впечатление, что их просто оставили «на второй год» в качестве наказания», - грустно шутит политолог.

Кризис доверия – он самый страшный

При этом доля правды в этой шутке однозначно есть: как отмечает хорошо сведущий в карьерных притязаниях истеблишмента Данияр Ашимбаев, особой борьбы за кресло премьера сейчас нет. Да и на министерские портфели очереди не наблюдается.

Но от того, что никто не верит министрам, казахстанское общество не становится лучше или сильнее.

«У людей нет прививки от обмана: информацию от правительства люди воспринимают с недоверием, но легко верят различного рода мошенникам. В обществе преобладает негативизм и критиканство, при этом в корень проблем, как правило, смотреть люди не хотят. Та же проблема закредитованности, о которой много говорят в последнее время. Во-первых, среди кредитов есть ведь и пополнение оборотных средств, то есть бизнес-кредиты, и ипотечные займы, которые берут люди, прямо скажем, небедные. Микрокредиты, о которых тоже все говорят, тоже стоит поделить. Спору нет, многие из них взяты из бедности, но есть ведь и те, что берутся из глупости. Сами посудите: если у человека не хватает денег на еду, а он берет дорогой телефон в кредит – это бедность или глупость?», - говорит Данияр Ашимбаев.

Как историк, он отмечает: недоверие к правителю всегда было одной из отличительных черт нашего народа, однако в перспективе оно может привести к достаточно серьезным проблемам.

Но именно государство должно первым начать исправлять ситуацию. И единственный способ это сделать – внедрить принцип неотвратимости наказания.

«Мы постоянно видим новости о задержании коррупционеров, но ощущения, что коррупция побеждена, нет никакого. Напротив, складывается ощущение, что она растет с опережающей задержания скоростью. Мы видим, что ВАП публикует данные аудита, которые просто поражают размахом нарушения. Мы знаем, что регулярно Годунова дает одни и те же рекомендации. А что потом? Складывается впечатление, что никто ее просто не слышит и не хочет ничего делать», - констатирует Ашимбаев.

Именно в этом, по его мнению, корень всех инфраструктурных и иных проблем Казахстана.

«Если не будет ужесточен контроль за деятельностью госаппарата, наши инфраструктурные проблемы будут продолжаться и дальше. В этом году много говорилось о том, в чьих руках должны быть инфраструктурные объекты. Но ведь вопрос не в том, кто владеет тем или иным объектом! Вопрос в том, как следят за исполнением всех обязательств собственника Госэнергонадзор и управления энергетики акиматов. Если они не будут строго спрашивать за каждый косяк, то, естественно, инфраструктура будет рушиться. Ведь даже аварии, которые произошли – каждый объект ведь имел паспорт готовности. И если на лопнувшей трубе повесить судебное решение о наказании тех, кто подписал паспорт готовности этой трубы, то следующий проверяющий почти наверняка начнет работать чуть лучше», - дает простой, но действенный совет всему госаппарату Данияр Ашимбаев.

Реклама
Реклама
Новости партнеров