поиск
×
Аналитика

Преподаватель Назарбаев Университета объяснил, чего не хватает казахстанским ученым на Родине

Как уверен ученый, сокращать финансирование вуза имени первого президента сейчас ни в коем случае нельзя

Эльдар Аланов
27 декабря 2023 года в 15:38

Преподаватель Назарбаев Университета объяснил, чего не хватает казахстанским ученым на Родине
Коллаж: Голос народа

Одна из проблем казахстанской науки, которую не обсуждает только ленивый – «утечка мозгов». «Голос народа» спросил о том, как ее остановить у советника президента Назарбаев Университета, доктора наук Каната Байгарина. Однако ученый считает, что никакими искусственными ограничениями ситуацию не исправить.

Казахстан на развилке

- Канат Абдуалиевич, сейчас уже весь мир понял, что именно наука может дать стране дивиденды в виде новых отраслей экономики и прочее. Но пока Казахстан явно не в лидерах научной гонки. Почему? Чего не хватает нашим ученым для прорыва?

- Я даже больше скажу: мы на пороге, когда от принятия/не принятия решения о повышении финансирования науки с 0,12% до 3% от ВВП зависит будущее страны.

И это не громкие слова, а вопрос национальной безопасности. Если мы, как страна и народ, хотим, чтобы с Казахстаном считались другие страны, хотим конкурировать на равных, нужно вкладываться в науку. Другого пути нет. Будущее было и будет за новыми технологиями. А кто их разрабатывает? Ученые. В свое время этот путь прошли США и Советский союз.

Сегодня мы еще находимся в таком моменте, когда точечное создание серьезных лабораторий, небольших, но интеллектуально могучих научно-исследовательских центров, поможет нам «выстрелить» с максимальным научным и практическим эффектом. Однако, мы близки к рубежу, за которым восстановление науки будет не просто супер дорогим, но и по сути бесполезным. 

- И какой выход из ситуации Вы видите?

- Идеально было бы, конечно, создать для высокой научной конкуренции еще два-три научно-ориентированных ВУЗа по типу Назарбаев Университета. Это реально необходимо для серьезного старта науки в нашей стране, я регулярно об этом говорил.

Назарбаев Университет не должен быть единственным, в науке важна конкуренция.

 Министерство науки и высшего образования пошло иным путем.

Мы видим, что в Казахстане открываются филиалы различных западных университетов. Если они будут заниматься реальной наукой, это тоже перспективный путь. Просто же открывая филиалы, мы лишь копируем методологию преподавания и обучения студентов. Если студенты будут проводить лабораторные исследования на компьютере – как в основном сейчас и делается, – то это не очень серьезный подход к науке.  Он не создает инженерную и техническую научную основу в государстве.

Назарбаев Университет – кузница кадров или бездонная бочка бюджета?

- Вы называете научный опыт НУ успешным. Приведите доказательства, пожалуйста. В соцсетях в основном видят только ваши бюджеты...

- С первого раза Назарбаев Университет вошел в 30% лучших международных исследовательских университетов планеты согласно мировому рейтингу Times Higher Education (THE).

Из почти двух тысяч участников, наш университет, всего с 13-летней историей, с первой попытки, попал на 500-600 позиции самого известного мирового рейтинга. Впереди нас на постсоветском пространстве только 5 московских ВУЗов с их многовековыми историями развития и один украинский. Даже Новосибирский университет, легендарную «кузницу науки» рейтинг THE поставил в рейтинге ниже нас. Ближайший, следующий за нами университет Казахстана находится на 1200-1300 позиции.

- И все же – не слишком ли высокую цену платит Казахстан за Назарбаев Университет?

- НУ – один из успешных проектов Казахстана, реализованных за годы независимости, это реально так.  В лице НУ страна сделала вклад в развитие казахстанской науки, и мы эти ожидания оправдываем результатами своей работы.

Но нам нужно развиваться. К примеру, МГУ уже 400 лет, московскому физтеху более ста лет. Но нам всего 13! Мы находимся в активной стадии создания университета, и, увы, сейчас получаем палки в колеса.

Посмотрите в окно, вон пустырь, видите? Это продолжение университета, которое НЕ строится. Там почти 50% кампуса и Центр прикладных наук, финансирование которых заморожено.

Знаете, когда ракета летит, у нее есть активный участок, когда требуется топливо на преодоление силы притяжения. Первые 70 секунд полета. Потом ракета дальше летит в заданном направлении по инерции. Так вот, если сравнивать университет с ракетой, то мы сейчас находимся на 1/3 этого активного участка полета. Если перестать снабжать топливом, НУ начнет валиться, как тот Челленджер.

Я хотел бы, чтобы люди, которые критикуют Назарбаев Университет, и тем самым влияют на сокращение программ развития и финансирования, поняли это. Обрезание полета Назарбаев Университета на активном участке его роста – это чудовищно неверное решение! Тогда и те деньги, которые уже были вложены государством, просто уйдут в мусор.  На мой взгляд, это непозволительное расточительство даже для такой богатой страны как Казахстан.

 Я думаю, лет 10 еще, максимум, нам нужна полноценная поддержка, а дальше полет будет проходить уже нормально.

Дайте университету встать на ноги! Нам нужно завершить задуманное.  Кроме того, Назарбаев Университет – это бесплатное, на гранты, очень качественное обучение международного уровня для талантливых казахстанских детей. Тот факт, что лучшие университеты мира с удовольствием берут наших выпускников на дальнейшее обучение – лучший показатель состоятельности НУ.

Не утечка мозгов, а инвестиции в будущее

- А вот сейчас мы подошли к очень непростой теме: потенциал наших казахстанских детей. Назарбаев Университет, чего скрывать, работает на заграницу – более половины выпускников уезжают из страны продолжать образование…

- За всю страновую политику я отвечать не могу, но относительно НУ скажу, возможно, то, что покажется Вам крамольным… То, что наши дети уезжают учиться в другие страны, – заметьте, в лучшие научные школы мира! – это хорошо. Мы обучили человека, они его забрали и довели до нужной кондиции. Это же эффективнее, чем вкладывать свои деньги в обучение, согласитесь.

Научная мобильность - это нормально, это очень хорошо. Если вы, скажем, бакалавриат в одной стране закончили, магистратуру-докторантуру в другой, потом поработали в различных, интересных вам своими исследованиями научных коллективах по миру.... Вы собрали все лучшее, что есть в мире и вернулись на родину реализовывать себя как ученые. Это же замечательно! Другое дело, возвращаться некуда, молодым и талантливым негде работать.

Я уже говорил, что Назарбаев Университету как воздух нужен Центр прикладных наук для студентов. Лучшие выпускники, по идее, там должны работать, а нам сегодня некуда их двигать.

Молодежь, которая посвящает себя науке, достаточно патриотичная, они хотят работать в стране.  Необходимо сделать так, чтобы возможности заниматься наукой в нашей стране были для них доступными.

Нам нужно научиться создавать достойные условия для молодых ученых. Чтобы те наши казахстанские ученые, которые сейчас работают за рубежом, знали, что если они вернуться, родина им будет рада и предоставит комфортные условия для жизни и научной работы.

Такие площадки нужно готовить заранее. Если их создать, ученые будут с удовольствием возвращаться и работать на нашей земле.

Нет своих – позовем экспатов

- Хорошо, допустим, страна вложится в центры с уникальным оборудованием. А кто будет ими руководить?

- Просто начальник не нужен. Во главе этих центров должны встать очень авторитетные и признанные ученые. Не обязательно казахстанцы.

К примеру, космическую лабораторию в нашем университете мы создали в коллаборации с лауреатом Нобелевской премии Джорджем Стуом. Он, как ведущий ученый, притянул молодежь, студентов, стал их  учителем и вдохновителем. Он даже про страну нашу ничего не знал, когда соглашался. Ему было интересно общаться с нашими ребятами, интересны их мысли и научные задумки. Сегодня у коллектива космической лаборатория очень хорошие позиции в научном мире, публикации в высоких рейтинговых журналах.

Вокруг ученого, если вы помните, создавался и академгородок в Новосибирске. Туда поехал академик Лаврентьев, выдающийся ученый, механик-математик. И с ним в сибирскую глушь поехали ученики, которые все, со временем, стали выдающимися учеными.

Так что ни здания, ни даже умная техника не сдвинут науку с места. Важно, чтобы был человек, который знает, что со всем этим делать. Все равно, кто он будет – казах, американец, итальянец или узбек. Это не принципиально. Если это значимый ученый в мире, результаты порадуют.

Новости партнеров

Вам будет интересно