По мнению экспертов, чтобы закрыть дефицит электроэнергии в РК, потребуется строительство не менее трех атомных станций
Тариф на электроэнергию от атомной генерации будет не выше, чем от угольной, считают эксперты. Впрочем, ждать момента, когда дома и промышленные предприятия начнут питаться от АЭС, придется не один год. Даже если референдум по строительству атомной электростанции проведут в 2024-м и казахстанцы проголосуют за, то возводить сложный энергокомплекс будут на протяжении 10 лет. Об этом говорят эксперты в области энергетики, передает «Голос народа» со ссылкой на телеканал КТК.
Несмотря на то, что ни дата, ни результат референдума по вопросу строительства атомной электростанции еще неизвестны, энергетики и бизнес-сообщество уже тщательно прорабатывают все варианты: просчитывают риски и возможности, изучают технологии, обсуждают экологическую безопасность потенциального проекта. И встречаются с общественниками и населением, чтобы развеять немалочисленные мифы, окутавшие перспективу появления в Казахстане атомной электростанции.
Первый и главный из них – обмеление и загрязнение Балхаша из-за строительства АЭС недалеко от этого озера. Сергей Агафонов, энергетик со стажем, уверяет, что вода со станции сливаться обратно в водоем не будет, да и критического испарения тоже быть не должно.
«Это порядка полпроцента от естественного испарения Балхаша. И это односторонний процесс, то есть вода из Балхаша в градирню, в Балхаш – нет. Строительство АЭС на Балхаше с привязкой к большой воде – это миф. Это связано с конфигурацией нашей энергосистемы, потому что как раз в этом месте у нас нет практически никакой генерации», ‒ говорит председатель Казахстанской ассоциации энергоснабжающих организаций Сергей Агафонов.
При этом строительство одной АЭС позволит закрыть только часть дефицита электроэнергии, который сейчас устраняется за счет покупки электричества в России. А для того, чтобы, так сказать, выйти в плюс по уровню мощности при растущем потреблении, через пару десятилетий хорошо бы иметь не одну станцию, а три – в разных регионах.
«Это запад Казахстана, это на месте, где сейчас поселок Улкен. И, я думаю, где-то на востоке, где сейчас город Курчатов. Бизнес должны знать, что какая-то электростанция, угольная или мазутная, которая несовременная, изношенная, уйдет к такому-то году – и на ее место придут такие», ‒ считает заслуженный энергетик РК Жакып Хайрушев.
Знать об этом бизнесу нужно для того, чтобы планировать открытие новых производств, запуск которых без стабильной генерации электричества невозможен. При этом, разумеется, немаловажен и вопрос тарифа. Как для предприятий, так и для населения.
«Киловатт стоить будет примерно от 6 до 12 центов – за киловатт-час. Мы сравнивали с проектами новых угольных станций. Иногда даже дешевле получается», ‒ говорит генеральный директор ТОО «Казахстанские атомные электрические станции» Тимур Жантикин.
Иногда получается дешевле, в том числе из-за того, что тариф на электроэнергию от АЭС не зависит от стоимости угля, цена на который часто меняется. При этом главным вопросом остается, конечно, безопасность.
Энергетики успели изучить технологии строительства АЭС нескольких стран, которые предложили Казахстану свои услуги. Все они являются глобальными лидерами в использовании мирного атома. И возводят станции поколения III и III+, которые максимально безопасны в сравнении с той же чернобыльской, память об аварии на которой до сих пор пугает многих.
Их корпус состоит из трех оболочек, удерживающих радиационное излучение, саркофага и даже топливной ловушки, которая в маловероятном случае серьезной аварии убережет от распространения вредных частиц под землей, говорят энергетики.