поиск
×
Аналитика

Миллиарды не помогли: почему южане бегут с севера Казахстана?

На те деньги, что потрачены на переселение, каждому переселенцу можно купить квартиру

Анна Величко
19 декабря 2023 года в 08:19

Миллиарды не помогли: почему южане бегут с севера Казахстана?
Фото: Голос народа

С января 2024 года утрачивает силу нацпроект «Сильные регионы – драйвер развития страны». Этот нацпроект стал правопреемником госпрограммы «Енбек». Оба программных документа предусматривали колоссальные бюджеты и предполагали, помимо прочего, массовую миграцию из перенаселенных южных областей Казахстана в малонаселенные северные. Сколько переехало в итоге и, что важнее, сколько действительно обустроилось на новом месте – статистика умалчивает, однако до сих пор в одной Туркестанской области живет больше людей, чем во всех северных вместе взятых. Раз так, то, может, пора прекратить финансировать программы переселения? «Голос народа» спросил об этом у экспертов.

Триллионы не пошли на пользу?

Вот уже 10 лет власти Казахстана тратят немало денег на то, чтобы простые граждане не кучковались в одних и тех же городах и аулах, а равномерно заселяли всю территорию страны. официально на программу «Енбек» закладывалось более 500 млрд тенге. До официального окончания она не дожила год, вместо нее в 2021 году появился национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны». Он рассчитывался до конца 2025 года, на него планировалось выделить почти 7,6 трлн тенге.

Однако проект до официального финиша не дотянул почти 2 года, как его тоже решили упразднить.

Теперь за массовое переселение с Юга Казахстана на Север «отвечает» только проект «Серпін», в рамках которого молодежи их южных областей Казахстана выделяются гранты в вузах северных областей. Предполагается, что отучившись в вузе, молодой специалист тут же останется работать, а там, глядишь, семью заведет и останется насовсем.

Если судить по официальным цифрам, задумка реализуется лишь частично: ежегодно абитуриенты забирают примерно около трети выделенных грантов. Из тех, что отучились, остаются в северных регионах менее четверти.

Недовольство Севера и Юга

Политолог, руководитель проектов Eurasian center for people management Айман Жусупова, несколько лет назад пыталась оценить эффективность всех программ переселения. И признается: сделать это практически невозможно.

«Есть единичные случаи, когда люди с южного региона  успешно обустроились в северном, и есть масса случаев, когда люди жаловались на то, что не справляются, не могут привыкнуть к климату, недовольны качеством жилья или не смогли найти работу. Тем не менее, я еще не встречала анализа, в котором говорилось бы о том, какое количество из прибывших граждане живут там один год, два, три. То есть нет индикаторов, по которым можно было бы делать выводы, в том числе коэффициента приживаемости», - говорит она.

С переселенцами Айман Жусупова общалась в том числе лично. И отмечает: главная претензия переселенцев – это либо отсутствие работы, либо низкая плата за нее.

«Отдельно стоит сказать по программе «Серпін». Получившие образование ребята с южного региона должны позже отработать в Северном не менее трех лет, тем не менее, сами выпускники жаловались, что существуют проблемы с жильем, которое сложно снять на те деньги, которые они получают сразу после выпуска», - говорит она о главном парадоксе Севера.

При этом политолог подчеркивает: идея в переселении с Юга, где не хватает школ, больниц и работы огромному населению на Север, где огромные территории так или иначе позволяют развить какой-то бизнес – вполне здравая.

Но проблема в том, что сейчас в северных областях практически такая же безработица, как и на Юге.

«В северных областях также есть вопросы с занятостью, уровнем заработных плат, и вполне понятно, что на этом фоне преференции могут вызывать вполне естественные вопросы. Потому для того, чтобы объединять граждан, надо создавать равные возможности, по крайней мере в отношении трудоустройства», - говорит она.

А для этого нужно содействие чиновников именно в открытии новых производств.

Деньги пошли за людьми

Экономист Жанат Нургалиев тоже много общался с переселенцами и коренными жителями поселков северных областей Казахстана. Он отмечает: во многом обратную миграцию спровоцировали чиновники.

«Одна из проблем, о которой говорится больше всего, это некачественное строительство жилья для переселенцев. Строили дома не инопланетяне, а местные подрядчики, которых выбирали чиновники акиматов», - напоминает он.

Как уверен эксперт, недовольства было бы гораздо меньше, если бы переселенцам просто субсидировали бы покупку жилья.

К слову, такой механизм прописан в новой Концепции миграционной политики. Также там сказано, что отныне переселять людей будут не просто с Юга на Север, а сразу с учетом имеющихся вакансий.

«В целом, как не крути, но программа переселения нужна. В Казахстане принцип бюджетирования таков, что деньги идут за людьми. То есть, если в населенном пункте достаточно населения, он может рассчитывать на дорогу, поликлинику, школу и так далее. А в северных областях регулярно фиксируется отток населения. Причем это как замкнутый круг: люди уезжают, село записывают в неперспективное, и покидать его приходится со временем даже тем, кто хотел бы остаться», - объясняет экономист.

Кроме того, напоминает он, заселенные северные территории – это вопрос национальной безопасности, ведь практически все они являются приграничными.

Определитесь с целями и задачами!

Политолог Сабина Садиева считает, что основная проблема действующих в Казахстане программ переселения, это слишком размытые цели и подспудные задачи, одна из которых – национальная безопасность. Поэтому она предлагает властям для начала честно рассказать о том, чего они хотят добиться за счет достаточно внушительных бюджетных трат.

«Если вы переселяете людей для того, чтобы люди там работали, то давайте им работу. Если же нужно просто заполнить пустующие территории, то тогда имеет смысл давать людям какой-нибудь базовый доход, субсидии. То есть, для начала надо честно обозначить цели программы и уже исходя из этого строить ее концепцию», - говорит она.

Кроме того, как уверена Садиева, надо смотреть на ситуацию в перспективе не ближайших двух-трех лет, а как минимум на 10 лет вперед.

«Мы видим, что сейчас на Юге обострились проблемы водных ресурсов, изменения климата… Если так пойдет дальше, то скоро это будут уже не трудовые переселенцы, а климатические беженцы», - напоминает эксперт о достаточно важном аспекте переселения.

Но самое главное, как уверена женщина, при редактуре программы переселения важно поменять ее целевые индикаторы.

«В головах чиновников их задача выглядит просто: перевезти людей, дать им подъемные, а дальше они сами справятся. Складывается впечатление, что идет расчет на то, что количество переселенцев когда-нибудь перейдет в качество. Правильнее же было бы сформулировать задачу чиновников как помочь переселенцу адаптироваться на новом месте, чтобы он и его семья остались. Если посмотреть на дизайн программы, то этапа адаптации в ней просто нет. В каких-то регионах он случается стихийно за счет соседской помощи, за счет местного акима или другого представителя администрации, либо за счет крупного бизнесмена региона. Но системности в этом нет», - резюмирует Сабина Садиева.

Поставить траты на паузу?

Практически все, опрошенные нами эксперты сходятся в главном: программа контроля миграции Казахстану нужна, однако прежде чем вновь выделять на нее миллиарды и даже триллионы, надо честно оценить итоги первых попыток. По данным интернета, по программе «Енбек» переселились более 32 тысяч человек, однако сколько остались – неизвестно.

Но даже если просто разделить выделенную на программу сумму на количество приехавших, получается, что один переселенец обошелся стране более чем в 15 млн тенге. Однокомнатная квартира в Астане или Алматы стоит примерно столько же!

В то же время экономист, аналитик НКО Desht Алибек Конкаков считает, что в искусственной программе переселения нет никакого смысла.

«Я очень скептически отношусь к любым программам переселения. Потому что все, что делается неестественно, как правило, плохо заканчивается. Зачастую власти ставят задачей переселить людей, а надо создавать для них адекватные условия жизни. У нас и без всяких программ люди достаточно легко переезжают, к примеру, в Астну или Алматы. Почему? Потому что думают, что смогут найти в этих городах работу. Стало быть, либо в северных областях нет таких перспектив, либо люди о них просто не знают. Есть ли смысл в таком случае их куда-то переселять?» - рассуждает он.

Как уверен эксперт, правительство должно тратить деньги на создание инфраструктуры для бизнеса, на льготные кредиты для него. А после – и сами казахстанцы подтянутся жить и работать в малозаселенных регионах страны.

Напомним, ранее мы писали о том, какие требования предъявляют потенциальные переселенцы к регионам, а также рассказывали – зачем надо повышать статус окраин Восточно-Казахстанской области.

Новости партнеров

Вам будет интересно