Сложившимися правилами игры в Союзе недовольны многие казахстанцы
Предмет множества дискуссий и даже повод для обвинений собственных правительств в сдаче самого ценного – государственной независимости, ради чего граждане свободных стран готовы были терпеть невзгоды 90-х, нестабильность 2000-х, турбулентность 2010-х и наконец резко возросшие геополитические риски 2020-х. Попытка выстроить новые экономические взаимоотношения бывших соседей по советской «коммуналке», разбежавшихся по собственным «квартирам». Общее пространство, где товары, а также услуги, капитал и рабочие мигранты свободно переходят из одной страны в другую, минуя границы без таможенных пошлин и прочих регуляторных мер. Все это – ЕАЭС. И он медленно, но верно приближается к юбилейной дате. В следующем году исполняется 10 лет, как в столице Казахстана был подписан договор об Евразийском экономическом союзе. Стал ли Союз за эти годы нерушимым ну или хотя бы полезным? «Голос народа» спросил об этом у бизнесменов и чиновников.
Интересно, что представители большинства казахстанских центральных ведомств, общественные деятели и тем паче предприниматели, предпочли не высказываться на тему ЕАЭС. И дело тут вовсе не в отсутствии компетентности, а скорее, в понимании, что как не верти, а все же это вопрос политический. И никто не хочет стать жертвой собственного вольнодумства и свободного мыслеизъявления – запросто можно лишиться теплого кресла, госзаказа и долгосрочных контрактов: кислород перекроют в два счета.
Даже Национальная палата предпринимателей «Атамекен», которая была создана для защиты прав и интересов отечественного бизнеса, предпочла отмолчаться. Ни один эксперт, представляющий казахстанских предпринимателей на правительственном уровне, не набрался храбрости, чтобы произнести что-то внятное для «Голоса народа». Все, на что оказалась способна НПП, это краткая справка, где указано, что «экспорт товаров в страны ЕАЭС за 9 месяцев 2023 года сложился на уровне 7,8 млрд долларов США (на 13,4% больше, чем за аналогичный период в 2022г)». При это импорт уменьшился на 8,5%. И, разумеется, «основная доля экспорта РК в страны ЕАЭС – 89,7% - приходится на Россию. Основная доля импорта РК из стран ЕАЭС – 92,3% также приходится на Россию».
Кто бы сомневался.
Справедливости ради отметим, что в справке все же приведено мнение, которое является отголоском самой болезненной темы в отношениях со странам-участницами ЕАЭС, так называемых барьеров, над которыми НПП «Атамекен» в тесном сотрудничестве с государственными органами в постоянном режиме ведет работу.
«Несмотря на принципы функционирования объединения, страны устанавливают ограничения друг для друга. Основными барьерами в рамках ЕАЭС являются отсутствие свободного беспрепятственного транзита внутри ЕАЭС, дополнительные досмотры, разрешительный порядок вывоза в отношении ряда товаров, ограничения вывоза лесоматериалов из Российской Федерации. Данные вопросы регулярно поднимаются НПП «Атамекен», однако их решение затягивается», - признались нам в Нацпалате.
Действительно, периодически случаются запреты, например, на ввоз пищевой продукции то на территорию северного соседа, то, наоборот, с его территории по, разумеется, вполне обоснованным причинам. Казахстанский минсельхоз, к примеру, вводил запрет на ввоз продукции 36 российских птицефабрик из-за угрозы распространения птичьего гриппа, а Россельхознадзор, в свою очередь, запрет на поставки мяса птицы, инкубационного яйца и кормов для птиц из Карагандинской и Северо-Казахстанской областей из-за болезни Ньюкасла.
Упомянуто в справке НПП также искусственное затягивание прописанных договором о ЕАЭС процедур, в которых наши товаропроизводители кровно заинтересованы. Это, в частности, «предоставление национального режима в сфере государственных закупок в отношении товаров, работ и услуг, происходящих с территорий других государств-членов, а также в отношении потенциальных поставщиков и поставщиков других государств-членов».
Речь о доступе к госзакупкам соседей и партнеров по ЕАЭС. Его, как видим, до сих пор нет.
Прямо и без экивоков высказались только те, кто, вероятно, больше всего заинтересован в соблюдении равноправных отношений в Евразийском экономическом союзе, и не на бумаге, а на деле радеет за интересы казахстанских предпринимателей. Это Союз птицеводов Казахстана и Зерновой союз.
Как признались в Союзе птицеводов, есть как несомненные плюсы от сохранения традиционных экономических связей, таких как обмен технологиями, закуп тех же несушек в племенных хозяйствах Свердловской области или вакцин и витаминов российского производства, так и серьезные опасения в отношении экспансии дешевой импортной продукции партнера по ЕАЭС.
«Дело в том, что птичье мясо и яйцо из РФ ниже по себестоимости именно в силу того, что россиянам дешевле обходятся оборудование, племенная птица, вакцины и корма, поскольку они производятся в их стране. К тому же правительственные субсидии фермерам как в России, так и в Белоруси в процентном отношении выше, чем у нас, хотя были договоренности выровнять этот показатель. Тем самым сохраняются неравные условия. В итоге на пике сезонного производства в Казахстан практически беспрепятственно поступает огромный поток продукции российских и белорусских птицеводов по значительно более низкой цене, и это подрывает казахстанский рынок», - утверждает президент Союза птицеводов Казахстана Руслан Шарипов
Это, по сути, прямая угроза дальнейшему существованию отрасли. К тому же из-за того, что в стране не стимулируется открытие предприятий по производству отечественных вакцин для птицы, а научные базы по разведению перспективных птичьих пород практически уничтожены, мы полностью зависим от импорта – как из стран-участниц ЕАЭС, так и из таких стран как КНР и Израиль.
Похожего мнения придерживается и председатель Зернового союза Казахстана Нурлан Оспанов. В частности, несомненным благом для нашей пищевой промышленности, по его мнению, является тот факт, что казахстанские зернопереработчики имеют возможность импортировать недорогое и качественное зерно из России, при этом различные ограничительные меры россиян на экспорт не распространяются на партнеров по ЕАЭС. Но в этом-то как раз и заложена мина замедленного действия.
«Для российских товаропроизводителей отечественное зерно обходится дешевле, как, разумеется, и доступ к сельхозтехнике, минеральным удобрениям, средствам защиты растений, которые производятся в России. Следовательно, и производство продукции переработки – той самой муки или изделий из муки – обходится им куда дешевле. Это может привести к постепенному вытеснению с казахстанского рынка и прилавков неконкурентоспособной из-за цены продукции наших фермеров, мукомолов и кондитеров», - говорит он.
Это также ставит под угрозу продовольственную независимость страны. Ведь если казахстанские товаропроизводители лишатся внутреннего рынка, а на внешних их никто не ждет с распростертыми объятиями, то завтра страна может лишиться стратегически важной отрасли.
Как уверен Нурлан Оспанов, только правительство способно сохранять необходимый баланс и так называемый порог безопасного импорта.
«Все возможные меры регламентированы и содержатся в пакете нормативно-правовых документов Евразийского экономического союза. Надо только умело ими пользоваться, как это делают партнеры по Союзу. Неслучайно глава государства Касым-Жомарт Токаев призывает казахстанское правительство смелее применять эти меры регулирования и защищать, прежде всего, интересы отечественных товаропроизводителей», - говорит он.
И это далеко не все. Исполнительный орган ЕАЭС – Евразийская экономическая комиссия, которая стоит на страже интересов производителей стран-участниц Союза, нередко своими рекомендациями и решениями проводит протекционистскую политику в отношении производственных ресурсов, изготовленных странами ЕАЭС.
«Такая политика ограничивает фермеров в выборе поставщиков сельхозтехники и средств защиты растений. Ведь для фермеров главным фактором является эффективность и надежность тракторов, комбайнов и пестицидов, а лучшие образцы производятся, в основном, за пределами ЕАЭС. В результате, если отечественные фермеры все-таки приобретают производственные ресурсы в дальнем зарубежье, неся дополнительные расходы из-за импортных пошлин и квот, то их продукция автоматически становится неконкурентоспособной из-за высокой себестоимости. Такое ущемление прав отечественных сельхозтоваропроизводителей недопустимо», - считает господин Оспанов.
В Евразийской экономической комиссии находятся и представители Казахстана. Они призваны отстаивать интересы отечественных товаропроизводителей. Важно, чтобы они больше уделяли этому внимание. За вопросы развития эффективного сотрудничества в рамках ЕАЭС отвечает непосредственно министерство торговли и интеграции, у которого, подчеркивает глава Зернового союза, открыт канал прямой связи с Национальной палатой предпринимателей, которая, в свою очередь, ретранслирует «позицию казахстанского бизнес-сообщества, аккумулируя предложения профильных ассоциаций». Иногда совместными усилиями им удается отстаивать интересы казахстанских предпринимателей.
Определенный оптимизм вызывает тот факт, что в Казахстане профильное министерство торговли и интеграции в сентябре возглавил Арман Шаккалиев, в недавнем прошлом член коллегии Евразийской экономической комиссии. Так что он не понаслышке знаком с нюансами работы этого надгосударственного органа. Понимание всей сложности сложившейся на рынке ЕАЭС ситуации видно невооруженным глазом в письменном ответе ведомства на запрос «Голоса народа».
Плюсы налицо.
Нет таможенных пошлин, национальные сертификаты о санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности признаются на территории всех пяти стран-участниц, а сертификат соответствия позволяет «свободно торговать в четырех других странах ЕАЭС». Причем благодаря режиму единого рынка услуг в 142 секторах предприниматели могут делать это «на основании разрешения, полученного в одной из стран ЕАЭС, предоставлять услуги на территориях других государств-членов ЕАЭС без учреждения дополнительного юридического лица». Кроме того, возможность пользоваться инфраструктурой стран-партнеров по их внутренним тарифам при перевозке железнодорожным транспортом значительно снижает конечную себестоимость. И это замечательно, поскольку именно логистические затраты сильно влияют на цену отечественных товаров за рубежом.
Тем паче, мы как раз таки заинтересованы в расширении рынков сбыта, ведь «открыв для стран участников ЕАЭС 20-миллионный рынок, взамен получили доступ на рынок, в 8 раз превышающий собственный, с населением в 166 млн. человек». И это, не упоминая еще такого бонуса как зоны свободной торговли с третьими странами. Они действуют в Иране, Сербии и Вьетнаме, а соглашение с Сингапуром вот-вот вступит в силу. Ведутся переговоры о создании ЗСТ в странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
Как видим, на бумаге все красиво, но на деле, оказывается, не все так радужно и лучезарно, увы.
Минторговли, как и НПП «Атамекен», с сожалением констатирует:
«Полноценной реализации потенциала общего рынка ЕАЭС препятствуют барьеры во взаимной торговле. Каждая страна, устанавливая их, пытается защитить свой рынок от импорта, даже импорта с единого рынка. Это в корне противоречит идеям союза».
За 7 лет та самая Евразийская экономическая комиссия выявила 70 барьеров, однако устранить удалось не все.
Другая критическая проблема – неисполнение партнерами принятых обязательств. Даже отдельные основные положения Договора о ЕАЭС не реализуются.
«Вступление в силу некоторых соглашений, регулирующих важные сферы взаимодействия государств-членов ЕАЭС, намеренно затягиваются сторонами. И Казахстан про это всегда напоминает партнерам требуя следовать принятым договоренностям», – сообщили нам в Минторговли.
Такой вот неутешительный, но достоверный вердикт почти десятилетнему партнерству в рамках общего рынка, обещавшего процветание, мир и дружбу всем жителям стран, согласившихся пойти на некоторые национальные уступки в интересах долгосрочного и перспективного экономического партнерства на территории Евразийского континента.
Впрочем, наши спикеры не оставляют надежд, что совместные усилия правительств всех стран-участниц и представителей бизнес-сообщества помогут-таки преодолеть противоречия. Поскольку в единстве, как известно, сила. Главное, сохранение равноправия и честного соблюдения договоренностей. Чтобы все было наконец по-взрослому.