поиск
×
Казахстан

Дело Mudarabah Capital и вклады на 40 млн: блогер Шерниязов не признает вину в суде

Фигурантами резонансного уголовного дела проходят известные алматинские вайнеры Мейржан Туребаев, Мейирхан Шерниязов и Азимжан Саидбаев

Сауле Саденова
25 мая 2023 года в 09:13

Дело Mudarabah Capital и вклады на 40 млн: блогер Шерниязов не признает вину в суде
Коллаж: «Голос народа»

Известный алматинский блогер Мейирхан Шерниязов ответил на вопросы гособвинения в суде. Вайнер подробно рассказал о своей роли в деятельности финансовой пирамиды, собственных вкладах и ущербе, передает «Голос народа».

В Алмалинском районном суде Алматы шестой месяц продолжается громкий судебный процесс по запутанному делу о создании и руководстве финансовой пирамидой Mudarabah Capital. Обвиняемыми в уголовном деле проходят более 10 человек: Туребаев Мейржан, Шерниязов Мейирхан, Рустемов Тимур, Бурханов Руслан, Рахимова Дания, Мансуров Ержан, Мансуров Ерлан, Жармухамед Б., Ча Андрей, Султанбаев Нурлан, Касенов Самат, Курмангалиев Алмас. Объявленные ранее в международный розыск подозреваемые Ораз А. и Саидбаев А. на заседании отсутствовали. 

На скамье подсудимых известный казахстанский блогер Мейирхан Шерниязов, объяснил подробности своего участия в деятельности незаконной организации.

«Мы всегда входим (в проекты – прим. ред.) как дольщики, как учредители. Потому что люди, не все могут оплачивать суммы, у нас дорогая реклама, и они всегда предлагают долю. Где-то ты в минусе, работаешь, потом получаешь. Я никогда не участвовал в финансово-хозяйственной деятельности. Например ресторан, магазин, я не буду туда лезть (в финансовую часть – прим. ред.). Я должен заниматься творчеством. Чтобы вы понимали, когда я вхожу в бизнес, я не лезу куда мне не надо», - пояснил Шерниязов.

Как известно, вайнер сам являлся вкладчиком финпирамиды. Так, в 2020 году в ТОО Astex им были вложены миллионы тенге и автомобиль Toyota Land Cruiser. Всего по его словам, им было вложено порядка 40 млн тенге.

«14-15 апреля Ораз Адилет мне рассказал про Astex, что с 2019 года держит свои сбережения там. Я доверился. Он отправил данные карточки. 14 апреля отправил 1 млн тенге на Каспи. 5 млн на счет Евразийского. Три платежка. Остальные я отдал на руки Ораз Адилету, итого 9 млн тенге. Мы работаем по проектам. Через месяц 8 мая я сказал, что хочу вложиться еще раз. Потому что в первый месяц была прибыль, все нормально. Я предложил Тойоту Ландкрузер. Я вложил в мае, оценил в 9 млн. Тогда я впервые был в офисе и видел Алмаса Курмангалиева», - подчеркнул Мейирхан Шерниязов.

После вклада в виде автомобиля, до конца 2020 года он дополнительно перевел на счета финпирамиды крупные суммы денег.

«Оставил машину, договор уже был подготовлен. Оттуда я на такси уехал, через несколько дней приехал выездной нотариус, подписал куплю-продажу. Мы делали бизнес, разные виды, наркотесты, рестораны и тд. В какой-то день мне сказали, что создается компания, тогда еще не было названия Mudarabah. Одним словом, мы-страховые агенты. Мы привлекаем клиентов. На тот момент, когда мне предложили, уже были договоренности с Алмасом (Курмангалиевым – прим. ред). В эту часть я не лез. 1 июля у меня было 2 вложения. 27 июля я положил в Mudarabah 5 млн тенге. 14 августа у меня есть договор на 70 тыс долл. Тоже на ISD. В сумме 18 млн тенге. Те что копились. Итого 27 июля 5 млн тенге вложил, 20 октября 6,5 млн вложил. 11 декабря 3,5 млн, 1 февраля 2021 года 3,5 млн тенге», - уточнил блогер.

Он отметил, что в этот период вкладывал в финпирамиду практически все заработанные деньги.

«Я не снимал деньги, в депозитах никогда не хранил. Я все что зарабатывал все вкладывал в Astex и Mudarabah Capital», - пояснил суду Мейирхан Шерниязов.

По его словам, в финпирамиде у него не было руководителей и никому из должностных лиц организации он фактически «не подчинялся».

«В творческом плане у меня не было руководителей, также не было руководителя в финансовом плане, и также я не был руководителем в финансовом плане кому-то. Потому что не разбираюсь. Даже если потребую отчеты, я не пойму ничего. О проблемах компании узнал, когда Алмас сбежал за границу. И это подтверждает тот факт, что я вкладывал. Приходил вкладывал. Как сейчас выясняются схемы, если бы я знал, я разве бы вложил в декабре, феврале. Они доверились Алмазу, а я доверился им. Руслану (Бурканову – прим. ред), Адилету. А они доверились ему. Такая цепочка. Потому что они управляли компанией, голова не забита, я занимаюсь кино. Когда надо освещаю», - рассказал блогер.

ВОПРОСЫ ПРОКУРОРА

Гособвинитель Эльдар Кайнарбаев спросил у подозреваемого Мейирхана Шерниязова, с какого времени он начал получать дивиденды от ТОО Mudarabah Capital.

«Я не знал на то время, что это были дивиденды, с какой даты не помню. Какие суммы получали? Вот эти 500 тысяч. Не помню, сколько раз их я получил, думал это гонорар и мои личные вложения. Потому что и другие люди получали, что дивиденды, наверное, так бухгалтеры оформляли», – ответил Мейирхан Шерниязов.

– Получали ли еженедельные выплаты в 500 тыс тенге с Mudarabah Capital?

– Вот, я про них и рассказал только.

- Получали, получается?

- То, что подписывал, да. И это не дивиденды в моем понимании.

- Получали ли вы когда-либо дивиденты как учредитель Mudarabah Capital?

-  Нет. Я не получал эти деньги.

- А кто-либо из учредителей получал эти деньги?

- Не могу знать.

- А те документы вам предоставляли на подпись, протоколы собрания учредителей, вы все это подписывали.

- Да, для формальности.

- Вы получали деньги, каким образом оформлялось в бухгалтерии факт получения средств.

- Моих личных средств, которые я вложил в Astex, как частный инвестор, для меня Astex, потом я узнал, что ICD, разные виды есть. Через Адилета получал, через него же оформлялся. А остальные не могу знать.

- Какие решения вы принимали на собраниях.

 – 1. Собрание – наблюдательный совет, совет директоров – это отдельные собрания, я там не участвовал. 2. Общие собрания. Формально, это не собрания, а чаепития, обсуждались новые идеи, новый бизнес. Участвовал в качестве Мейирхана. В качестве блогера.

 – Какие доли были закреплены в ТОО Mudarabah Capital, сколько?

- Не знаю, изменяли эти моменты. Я так понимаю равноправно было. Кто-то пришел. Ушел, эти моменты не знаю.

- Были ли случаи финансирования общих проектов из средств Mudarabah Capital.

- Этих моментов не знаю, потому что в финчасть не лез. В моем понимании Mudarabah Capital никак никого не могли спонсировать, инвестировать. потому что к нам люди сами обращались со своим бизнесом, чтобы вот раскрутите нас. Если мы свои деньги вкладываем, раскручиваем, тогда зачем эти люди нам. В моем понимании никто из учредителей Mudarabah Capital никто не должен был вкладывать...

Кто осуществлял руководство Mudarabah Capital?

- Для меня не было руководителей.

- Согласно разработанной структуре, все решения по деятельности принимались коллегиально. То есть, после рассмотрения вопросы на общем собрании.

 – Не знаю что за структура, может это было для бухгалтеров, менеджеров. Нас это не касалось. Меня не касалось. Мейржана, Азима, нас это не касалось. Мы когда хотели уходили, приходили. Эти структуры нас не касались.

-Какие заключались договора, в каких вы принимали участие. Возможно, формально расписывались? 

- В офисе оставляли на ресепшене, я расписался ушел. Потом домой приехали. Сказали подпиши. Потом ЭЦП, какие-то документы, собрания. Я все это подписывал. На мне был оформлен номер, его переоформляли.

– Каким способом осуществлялось привлечение инвесторов и фактическая оплата от них?

- Насчет приема не могу знать. А привлекались в Astex частные лица до нас, рекламные роликами и до нас Баян Алагузова, тоже привлекались. Я думаю, это один из видов привлечения. ТВ-реклама. Интернет. Реклама, Instagram пишет – реклама. Я у себя поделился - это не реклама, это публикация, я опытом своим делюсь. Потому что я реально сам вложил, попробовал, я этим делюсь. А другими путями, как привлекали я не могу знать. В моем понимании – привлекали в Astex через знакомых, ТВ, реклама, интернет таким образом, наверное.

 – Кто является директором ICD и Astex?

 – Для меня Astex Алмас Курмангалиев. Когда я вложил машину, тогда и познакомился. В первый и последний раз видел Алмаса. 

 – Каким образом выплачивались деньги вам, привлеченным клиентам?

 – Я не привлекал клиентов. Я как вкладчик через Ораз Адилета получал деньги, первые свои вложения. Может 4-5 раз я может получал, не могу вспомнить. Остальную сумму не забирал. Наоборот оставлял. Рефинансировал. Я прочел договор, в общем, около 40 млн вложил, оттуда вернул около 14 -16 млн. Остальные более 20 млн - ущерб. Даже если эти 500 тыс тенге посчитать и то не доходит до моего ущерба. В обвинительном акте пишут, якобы я хотел быстро разбогатеть. Наоборот, мне нанесен ущерб. Курмангагиев также подтвердил, он в недоумении почему я на скамье подсудимых… Я до сих пор не пойму, почему я здесь сижу, я потерпевший. .. У меня есть выписка с банка, где я могу подтвердить происхождение денег, они заработаны мною, честные деньги. Заработаны в других сферах.

ВОПРОСЫ АДВОКАТОВ 

На вопрос одного из представителей стороны защиты, являлось ли предложение «работать рекламой» Mudarabah Capital для него «нормальным».

«Да, я всегда так работал. Рестораны, IT-приложения были, кино. Почему это было нормально по Астекс, я на тот период сам являлся вкладчиком. Я два раза вклада сделал больших. Была выручка, нормально работала компания. На примере ресторана если сказать, еду пробуешь. То же самое на себе попробовал, что это работает Astex. А детали я оставил Адилету … Поэтому это предложение не было фантастикой», - подчеркнул Мейирхан Шерниязов.

 – В чем была суть предпринимательской деятельности Mudarabah Capital?

- Мы агенты, страховые агенты. Они со мной, как с водителем заключили договор.

 – Что вам известно по делу о периоде ноябрь – декабрь 2020 года?

 – Мне ничего не было известно, даже во время следствия ничего не знал. Может они понимали, что я ничего не знаю во время уже ознакомления с материалами дела. Это еще подтверждает тот факт, что я вкладывался. Если бы я знал, разве я бы стал вкладываться.

Он также опроверг заявление об участии в распределении привлеченных средств.

«Этого не было. Как я мог участвовать, если я в этом не разбираюсь. Работаешь, вот твоя часть – рекламируешь, потом в конце прибыль получаешь, все», - подчеркнул Шерниязов.

 – Перенесемся по времени в 2021 год, когда явно стали ощущаться проблемы. Ваши действия во время этого периода?

- Я узнал, когда Алмаз сбежал, денег нет. Ребята стали искать по инвесторам параллельно. Я туда даже не лез. Я никогда не контактировал с Алмазом. Я даже с него требовать ничего не могу. Поэтому в этой связи финдиректоры приглашали на аудит и так далее. Мы ничего не делали, потому что мы должны были рекламировать. Те проекты, которые до этого создавали, бургеры, надо было продолжать. Они захромали сразу, конечно, мы ими больше были заняты. Сюда мы не лезли, потому что я не могу быть полезен.

- По поводу денег, которые вы получали от Mudarabah Capital. За что вы получали свои деньги?

- По деньгам – я подтверждаю действия, это я получал гонорары за свои работы. Во-вторых, моих вложений было много. А как они оформлялись, я не финансист, они оформлялись, как дивиденды. Думаю, было неправильно оформлено.

– Возвращаясь к обвинительному акту, что Ораз в завуалированной форме, соблюдая конспирацию какие-то давал указания. При этом соблюдении конспирации, мы видим, что Ораз, сам не становится учредителем подставляет другое лицо, в тоже время вы все публичные личности вы становитесь учредителями. Прокомментируйте.

- Этому моменту удивляюсь. В обвинительном акте Ораз Адилет нас якобы пригласил в ОПГ, якобы получил от нас положительный ответ. Я сам не стал учредителем. А мы такие тупые, лезем в это болото, зная, что это ОПГ. Это не совместимо с логикой. Во-вторых, человек, если бы давал бы какие-то криминальные… тебя знает не только весь РК, а СНГ, и ты туда вставляешь лицо, документально. Везде светишься, как может быть ОПГ. У меня нет объяснений, это как сказал Токаев, «это фантазии» следователя».

 – То есть вы думаете, что надуманы выводы?

 – Да, нафантазированы, не то, что надуманные выводы. Все вопросы про Мейржана Туребаева. Другие потерпевшие говорят про вайнеров, Мейржан – Мейрхан. Я не знаю, вот этот, который был изначально, какие-то личные неприязненные отношения с Мейржаном и хайп. А я как паровозиком волочусь в конце всего этого.

Спустя шесть месяцев судебного процесса этап прений сторон еще не начался, громкое дело пока продолжается допросом подозреваемых и их роли в финпирамиде.

По данным следствия, порядка 160 человек пострадало от деятельности финпирамиды. В списке обвинения заявлено 205 свидетелей, объем уголовного дела - более 200 томов.

Ущерб от деятельности финпирамиды Mudarabah Capital превышает 2 млрд тенге. Деньги переводились на счета компании Astex.kz.

В феврале 2022 года известных алматинских вайнеров Мейржана Туребаева, Мейирхана Шерниязова и Азимжана Саидбаева обвинили в создании финансовой пирамиды Mudarabah Capital. Все трое стали фигурантами громкого уголовного дела о создании и руководстве финансовой (инвестиционной) пирамидой в составе ОПГ (организованной преступной группы). Прокуратура Алматы направила дело в Алмалинский районный суд. Вайнер Азимжан Саидбаев был объявлен в розыск. 

8 апреля 2022 года у здания алматинского Департамента полиции прошел митинг вкладчиков финпирамиды Mudarabah Capital.

11 апреля перед зданием МВД в Нур-Султане вкладчица Mudarabah Capital Багила Досмаилова совершила самоподжог. Инцидент прокомментировал замначальника ДП Алматы Рустам Абдрахманов. 

26 декабря блогеру Мейржану Туребаеву изменили меру пресечения, он был отпущен под домашний арест.

23 января супруга Шерниязова попросила суд перевести его на домашний арест.

Во время одного из заседаний суда по делу финпирамиды Mudarabah Capital упомянули Баян Алагузову.

Также мы рассказывали, как распределялось имущество пострадавших: «Mersedes - жене, Lexus – отцу»: куда уходило имущество вкладчиков финпирамиды Mudarabah Capital?

30 января совершившая самоподжег вкладчица обратилась к суду с ходатайством об изменении меры пресечения Дание Рахимовой, ранее отпущенной под залог на домашний арест.

Во время процесса пострадавшие вкладчики финпирамиды Mudarabah Capital сообщали, что «никто даже не извинился».

Другой владчик финпирамиды пояснял, что на момент подписания договора один из подозреваемых работал директором исламского банка.

Новости партнеров

Вам будет интересно