Пока еще сами казахстанцы не до конца поняли как строить «Справедливый Казахстан»
Целый год прошел с тех пор, как страна с переизбранным лидером во главе, строит Справедливый Казахстан. Именно эта сентенция была основой предвыборной программы Касым-Жомарта Токаева и до сих пор прослеживается от одного его выступления к другому. Вот только насколько эффективно идет «строительство»? И что может помешать становлению всеобщей справедливости в недалеком будущем? «Голос народа» спросил об этом казахстанских политологов.
Отчего появляются нюансы?Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев отмечает: планомерные реформы, которые должны привести Казахстан к серьезным изменениям, начались гораздо раньше, чем Касым-Жомарт Токаев был избран в 2022 году на новый президентский срок.
«В четырех пакетах реформ, которые президент озвучивал еще в 2019- 2021 годах на площадке Национального совета общественного доверия, были обозначены 29 конкретных мер. Практически все они с тем или иным успехом реализованы. Из последних были приняты законы «Об общественном контроле» и сопутствующий ему, который легализовал петиции. Всего же для реализации данных инициатив президента были приняты 25 законов и 7 подзаконных актов. Рассматривается еще 6 законопроектов, которые, я думаю, будут приняты в ближайшее время», - проводит краткий экскурс в историю политолог.
Из мер социально-экономического характера Андрей Чеботарев как особо перспективные выделяет решение о начислении денег из Нацфонда казахстанским детям и кампанию по возврату незаконно выведенных из экономики Казахстана активов.
Фото: sputniknews.kz
«Понятное дело, каждая инициатива не обходится без нюансов. Однако процесс потихоньку движется. Если говорить о прошедших недавно выборах 45 акимов районов и городов областного значения, то здесь налицо «две стороны медали». С одной стороны, сохраняется адмресурс. Видимо, вышестоящие акимы стремились обеспечить своих выдвиженцев данными должностями, чтобы не отдавать контроль за ситуацией в соответствующих регионах. С другой стороны, активности оппозиции, которая могла бы мобилизовать электорат и каким-либо образом повлиять на избирательную кампанию, не было. Я видел всего несколько претензий со стороны бывших кандидатов. В целом, в этот раз не было активности со стороны гражданского общества, какая наблюдалась во время парламентских выборах. Отсюда и такие результаты», - говорит Чеботарев.
Он предполагает, что оппозиция активизируется к следующему раунду выборов акимов, когда на кону будут более важные позиции – акима областного центра или другого крупного города.
В то же время, говоря о регистрации политических партий, политолог отмечает излишнюю осторожность властей.
«Власть в лице Минюста отмечает, что все, кто в последнее время подает документы на регистрацию новых партий, не обеспечивают соблюдение законодательных требований. Не могу сказать, насколько это объективно. Но, на мой взгляд, власть все же проводит здесь своего рода отбор. Судя по всему, после январских событий есть опасение, что легализовать свою деятельность могут попытаться всевозможные деструктивные элементы, включая некоторых олигархических групп и сторонников небезызвестного Мухтара Аблязова. В то же время, считаю, что инициаторы создания новых партий, которые проявляют себя достаточно конструктивно, достойны того, чтобы власть вела с ними цивилизованный диалог. К тому же ей надо показать, что внесенные по инициативе главы государства поправки об упрощении процедуры регистрации политических партий должны работать», - рассуждает Чеботарев.
Как предполагает эксперт, оживить политические процессы в Казахстане могут только сами граждане: чем активнее казахстанцы будут требовать продолжения реформ, тем чаще власти придется идти на компромисс.
Большой путь малыми шагамиЭксперт Adam Research, политолог Сабина Садиева согласна с тем, что успех строительства «Справедливого Казахстана» зависит от самих казахстанцев.
«Справедливый Казахстан – это не результат, а процесс. То есть, мы всегда будем строить справедливый Казахстан», - говорит она.
Часть реформ, гарантирующих казахстанцам социальную справедливость, как напоминает политолог, уже приняты.
Фото из соцсетей
«Справедливый Казахстан – это не только реформа судов и полиции. Хотя, конечно, без реформы этих органов в Казахстане просто невозможно говорить о справедливости. Даже новые нормы Социального Кодекса, который гарантирует попавшим в сложную жизненную ситуацию лишь временную помощь, это тоже, на мой взгляд, элемент социальной справедливости», - подчеркивает Сабина Садиева.
Также к элементам справедливого Казахстана она относит онлайн-петиции, которые уже фактически запущены в стране и позволят гражданам напрямую влиять на процесс управления страной. Еще один «пазл» справедливости – это Конституционный суд, в который уже может обратиться любой казахстанец.
С обывательской точкой зрения о том, что реформы в Казахстане движутся крайне медленно эксперт не согласна.
«Есть два подхода к реформам. Один – радикальный, другой – инкрементальный, когда большие изменения достигаются за счет маленьких шагов. Казахстан выбрал второй вариант развития. И, как показывает мировой опыт, именно инкрементальные изменения наиболее устойчивые. Многие вещи, о которых говорил Токаев в 2019 году, невозможно сделать без того, что он делает сейчас, в 2022 – 2023 годах. К примеру, нельзя модернизировать экономику, не разобравшись с вопросами незаконного обогащения и скрытых преференций», - объясняет Сабина Садиева.
Поступательный путь, помимо всего прочего, дает реформаторам возможность оперативного пересмотра и корректировки отдельных решений.
Риски есть всегдаОднако, медленное внедрение фундаментальных реформ предполагает и вполне определенные риски. Какие именно?
Как считает Сабина Садиева, один из главных рисков для Казахстана на данном этапе – это риск реваншизма.
«Мне кажется до конца не купирован риск реваншизма со стороны старого Казахстана. И надо отдать должное Токаеву, который даже осознавая этот риск, проводит реформы. Ведь сейчас любой провал несогласные с реформами могут использовать в своих целях», - говорит она.
Еще одним риском она называет банальную нехватку компетенций у реализаторов реформ.
Этот же риск отмечает и Андрей Чеботарев:
«Очень сильно увеличилась численность молодых кадров на руководящих постах в центральных госорганах. Проблема в том, что люди, которые не прошли серьезной трудовой школы на производстве, в регионах и т.д., становятся во главе структурных подразделений министерств и агентств. Но, как показывает практика, такие люди могут либо промедлить с решением в критический момент, либо проявляют разные инициативы, не посоветовавшись с более опытными коллегами, и мы видим их ошибки», - говорит он.
Еще одним большим риском для всей страны он считает политизацию религии.
«Проблема в том, что власть говорит о необходимости обеспечения межконфессионального согласия и проводит соответствующую политику в данном направлении. Но по факту у нас нет проблем между конфессиями, а наблюдаются трения внутри одной доминирующей конфессии. Мусульмане спорят о хиджабах и иных атрибутов религиозности. Причем сомнению подвергаются принципы и механизмы обеспечения светского государства. Поэтому работать надо именно с мусульманской уммой», - объясняет Андрей Чеботарев.
Кроме того, оба эксперта сходятся во мнении, что на нашу страну давят внешние обстоятельства.
«Дальнейшее развитие конфликта между Россией и Украиной может негативно отразиться на межэтнических отношениях в Казахстане. Мы уже видим в разных СМИ и социальных сетях претензии к казахстанцам русской национальности в том, что чуть ли не все они могут стать «пятой колонной». Хотя для таких подозрений, на самом деле, оснований нет», - резюмирует Андрей Чеботарев.