Алматинцы всем миром отбили мурал с ирбисом
В Алматы компания «Coca-Cola Казахстан», получив разрешительные документы во всех необходимых инстанциях, уничтожила на фасаде дома по проспекту Абылай хана один из красивейших муралов мегаполиса со снежным барсом, разместив на его месте рекламу своей продукции, передает «Голос народа».
Алматиинские общественники и жители города выразили бурное возмущение таким варварским отношением к облику города. Люди требовали вернуть на место изображение ирбиса и наказать тех, кто дал разрешение продать место под коммерческую рекламу.
Одним из тех, кто возмутился заменой мурала, был казахстанский юрист Ержан Есимханов.
«У нас почему-то принято считать, что бизнес умнее государства. Умнее и ответственнее. Особенно иностранный бизнес. Особенно в том, что касается таких важных вещей, как история, культура и ценности. У нас принято считать, что бизнес созидает, а не разрушает.
Но так бывает не всегда. Этот снежный барс на Жибек-Жолы – Абылайхана был лучшим муралом в городе. Каждый раз, когда я бывал на этом перекрестке, у меня поднималось настроение от того, что у нас в городе умеют создавать такие вещи. Красивый. Классный. На сто процентов алматинский.
И теперь его больше нет. Потому что компания Coca-Cola.kz (при полной поддержке управления городского планирования Алматы) на днях этот мурал уничтожила. А на его место поместила свою рекламу. Кричащую, откровенно безвкусную попытку смешать логотип Coca-Cola и казахскую изобразительную стилистику. Которую вполне можно было поместить на любое другое здание в городе», - написал он», ‒ написал он в своем Instagram-аккаунте.
Управление городского планирования и урбанистики акимата Алматы сообщило, что замена мурала снежного барса на рекламный на фасаде жилого дома по проспекту Абылай хана, дом 59/61, инициировал ПКСК «Орман» после согласования с его жильцами (по информации ПКСК «Орман»).
«Право наносить рекламное изображение на дом определяют только сами собственники. 5 мая 2023 года управление зарегистрировало уведомление на размещение рекламного мурала площадью 70 квадратных метров. Для узаконения этой рекламы компания-заказчик предоставила в управление весь необходимый пакет документов.
Оснований для отказа в регистрации уведомления не было, потому что эскиз отвечает требованиям законодательства Республики Казахстан в сфере рекламы», ‒ говорится в сообщении.
Такая отписка еще больше разозлила казахстанцев, люди призывали бойкотировать продукцию компании.
По словам Ержана Есимханова, Coca-Cola в ответ на комментарии публикует «одну и ту же унылую отписку о том, что на замену мурала было получено разрешение КСК и управления городского планирования. Само управление, не менее уныло, сообщает, что «не имело законных оснований для отказа».
«И у меня при виде всех этих унылых отмазок возникает один простой вопрос. Хорошо, вы обложились документами, вы все сделали по закону. Но неужели ни у компании, ни у городских чиновников ни на одну секунду не возникла простая мысль – мы уничтожаем прекрасное? Неужели ни те, ни другие не в состоянии были понять, что просто бумажек недостаточно для того, чтобы стереть замечательный рисунок с удобной для рекламы стены?
И единственный вывод, который можно сделать из этой ситуации, состоит в том, что наш город захватили люди без образования и чувства прекрасного. И делают с ним, что хотят.
Coca-Cola виновата перед городом. И потому, что уничтожила барса. И потому, что в ответ на справедливое возмущение размахивает бумажками. А что касается управления, то тех, кто это согласовал, к нашему городу на километр нельзя подпускать. Результаты их работы слишком хорошо видны», ‒ написал казахстанский юрист Ержан Есимханов.
Компания «Coca-Cola Казахстан» ранее также сообщало, что имеет все разрешительные документы на размещение своей рекламы на месте мурала с ирбисом.
После ширококго общественного резонанса в обществе компания «Coca-Cola Казахстан» сделала заявление в связи с ситуацией вокруг мурала снежного барса.
«Мы искренне сожалеем о сложившейся ситуации с муралом «Снежный барс». Бренд Coca-Cola стремится объединять и поднимать людям настроение, а не наоборот. Но в компаниях работают люди, а людям свойственно ошибаться. На этот раз ошибку совершили и мы.
Наше решение заменить мурал с ирбисом не было продиктовано меркантильными целями, варварским умыслом или стремлением обидеть алматинцев.
К сожалению, мы поспешили с заменой мурала, основываясь только на заверениях КСК о согласии жителей дома, и не спросили предварительно мнение широкой общественности. Приносим наши извинения также художнику ‒ автору мурала с барсом», ‒ обратились к жителям в пресс-службе компании.
В компании добавили, что изначально для мурала была выбрана стена другого дома, но там не удалось набрать нужного количества голосов-согласий от жителей. Люди опасались возможного шума, так как планировалось вести работы и в ночное, и в дневное время.
«Тогда в качестве альтернативы была предложена стена с барсом. Ценой горького опыта мы поняли, насколько мурал с ирбисом ценен для алматинцев. Мы уберем наш мурал и восстановим мурал с ирбисом», ‒ заявили в «Coca-Cola Казахстан».
В компании также рассказали о своем вкладе в благоустройство Алматы. По информации пресс-службы, компания недавно произвела из переработанного пластика разноцветные уличные скамейки и установила их в парке имени Горького.
«Мы изготовим еще больше таких скамеек, а также поставим в городе столы для настольного тенниса, которые распишут местные художники стрит-арта. Мы открыты и к другим идеям придания более динамичного и яркого облика городу. Мы любим наш город и еще раз приносим свои извинения алматинцам! Мы благодарим всех, кто был неравнодушен и открыто высказал свою гражданскую позицию», ‒ говорится в обращении компании.