Программу предложили назвать именем убитой Салтанат Нукеновой
Убийство Салтанат Нукеновой в астанинском ресторане вызвало глубокое потрясение в казахстанском обществе. В ответ на этот случай правозащитницы выступили с предложением создать национальную программу «Салтанат» по противодействию насилию в отношении женщин, передает «Голос народа» соссылкой на Kazinform.
Президент международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Карлыгаш Жаманкулова на встрече женщин-лидеров в Астане высказалась о произошедшей трагедии в Астане.
«Мы все осознаем, что находимся в тупике. Я думаю, что Салтанат (Салтанат Нукенова ‒ прим. ред) может стать нашим символом. За границей законы часто ассоциируют с именами, которые сдвинули какие-то кейсы. Поэтому предлагаю не только разработать закон, но и в целом создать национальную программу «Салтанат». Давайте назовем ее так», ‒ предложила Карлыгаш Жаманкулова.
Она отметила, что только объединив усилия, общество может противостоять бытовому насилию.
«Программы должны быть системными. На самом деле, в 2021 году когда рассматривался первый закон о семейно-бытовом насилии, его по каким-то непонятным причинам снимали после второго чтения. После того, как закон поступает в Сенат, его просто разворачивают. Это такой общественный парадокс. Тогда нам предложили урезанную форму ‒ вернуть просто криминализацию. Мы все понимаем, что просто криминализация статьи за семейное-бытовое насилие не приведет к тем мерам, которые необходимы», ‒ говорит правозащитница.
Карлыгаш Жаманкулова разделяет мнение многих представителей правоохранительных органов о том, что криминализация может привести к снижению количества заявлений от женщин, пострадавших в результате насилия.
«Когда мы говорим, например, о женщинах, которые находятся в городах, с высшим образованием ‒ это одна категория. А многие женщины, у которых нет связей, замкнуты в очень узких коммьюнити, в своих селах, деревнях. Мы должны понимать, что закон будет действовать одинаково на всех. Поэтому, действительно, меры должны быть комплексны.
Мы действительно можем сегодня расширить этот формат и посмотреть с точки зрения доктрины, кризисных центров, центров поддержки. На самом деле вопрос стоит еще шире, сегодня харрасмент ‒ это даже не преступление. У нас нет такого преступления, как «домогательство» или «преследование женщин». У нас нет таких понятий в трудовых кодексах», ‒ высказалась она.
Поэтому правозащитница заявила о необходимости разработки обширной доктрины, направленной на предотвращение насилия.
Она предложила включить в эту доктрину аспекты воспитания, реабилитации и наказания за различные формы насилия, включая харассмент на рабочем месте, а также соблюдение этических стандартов.
«Как мы это обеспечим? Проведение раз в полгода тренингов по предотвращению харрасмента, которые будут обязательными, хотя бы на государственной службе. Потому что госслужба задает стандарты.
Поведение полиции задает стандарты в обществе. Тогда, возможно, за 5-7 лет мы в состоянии будем изменить ситуацию. На волне этой ужасной трагедии у нас сегодня есть окно возможности это перевернуть. Поэтому я просто предлагаю сесть и сделать это комплексно со всех сторон», ‒ заключила Карлыгаш Жаманкулова.
Семья убитой в одном из ресторанов Астаны Салтанат Нукеновой сделала обращение к жителям Казахстана. Родные девушки поблагодарили казахстанцев за поддержку и попросили откликнуться всех, кто может помочь следствию восстановить события 9 ноября. Родные девушки выразили надежду, что Салтанат станет «символом борьбы и освобождения от этого кошмара, в котором сейчас находятся тысячи жертв».