Зачем министерство информации и общественного развития РК в своем приказе о правилах ведения Реестра законных представительств соцсетей и мессенджеров ссылается на правовой документ министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации?
Правила ведения реестра иностранных представителей социальных сетей и мессенджеров опубликованы на площадке нормативно-правовых актов. Данные содержатся в приказе о порядке ведения вышеуказанного реестра. В документе прописываются сведения, которые должны вноситься о законных представителях интернет-платформ и сервисов обмена мгновенными сообщениями. Законодательный акт касается нашумевших «поправок Сарыма-Закиевой».
golos-naroda.kz ознакомился с ними и обнаружил неоднозначный момент. Дело в том, что в порядке ведения реестра инициатор приказа в лице министерства информации и общественного развития РК почему-то опирается на приказ от 22 декабря 2014 года №188 министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В приказе МИОРа РК проставлена ссылка на документ РФ.
Ниже приводим полную копию пункта 7 главы 2 приказа МИОР РК, в котором прописываются требования к сведениям в реестровой записи.
«1) сведения о законных представителях иностранных онлайн-платформ и (или) сервисов обмена мгновенными сообщениями:
для граждан Республики Казахстан - фамилия, имя, отчество (при наличии), индивидуальный идентификационный номер, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) или адрес места фактического проживания;
для юридических лиц - полное и сокращенное (при наличии) наименование, организационно-правовая форма, адрес местонахождения, бизнес идентификационный номер, основной государственный регистрационный номер, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя юридического лица, иного контактного лица организации;
для индивидуальных предпринимателей – наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), индивидуальный идентификационный номер, адрес регистрации по месту жительства (пребывания);
для иностранных организаций - полное и сокращенное (при наличии) наименование, страна регистрации, налоговый идентификатор и (или) идентификатор в торговом реестре страны регистрации, адрес местонахождения;
для иностранных граждан и лиц без гражданства - фамилия, имя, отчество (при наличии), вид, номер и страна выдачи документа, удостоверяющего личность, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) (при наличии);
2) почтовый адрес, электронный адрес законного представителя иностранных онлайн-платформ и (или) сервисов обмена мгновенными сообщениями;
3) доменное имя онлайн-платформы и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями;
4) электронный адрес администрации онлайн-платформы и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями;
5) номер реестровой записи и дата ее включения в реестр;
6) сведения, связанные с организацией взаимодействия уполномоченного органа с законными представителями иностранных онлайн-платформ и (или) сервисов обмена мгновенными сообщениями;
7) сведения, связанные с изменением данных, предусмотренных подпунктами 1) – 7) пункта 8 настоящих Правил.
8. В случае получения информации о прекращении деятельности иностранной онлайн-платформы и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями либо о смене их законного представителя по взаимодействию с уполномоченным органом, а также сведений об изменении данных, предусмотренных подпунктами 1) – 7) пункта 8 настоящих Правил, уполномоченный орган в области средств массовой информации вносит соответствующие сведения в реестровую запись в течение 5 рабочих дней со дня их поступления.
9. В реестре сохраняется персонифицированная история изменений реестровых записей с указанием даты и времени создания записей. Удаление сведений из реестра не допускается».
Напомним, в минувшем мае президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон, позволяющий госорганам ограничивать работу соцсетей и мессенджеров из-за контента, связанного с кибербуллингом в отношении детей.
В документе предусматривается возможность блокировок сайтов, которые содержат контент с травлей детей. Решение будет приниматься экспертной группой.
Новеллы получили большой резонанс в обществе. Казахстанцы выступали против их внедрения, опасаясь необоснованных ограничений в пользовании глобальными социальными сетями и мессенджерами.