Наша валюта – далеко не самая слабая в СНГ
Сегодня казахстанская валюта празднует юбилей: 30 лет со дня рождения. За годы жизни тенге подешевел в 100 раз по отношению к доллару, но, как подчеркивают эксперты, это не самый худший результат. Можно ли назвать отечественную валюту стабильной и как повысить ее ценность по отношению к доллару, корреспонденту «Голос народа» рассказали экономисты.
Экономист, проректор по науке Алматы Менеджмент университета Бакытжан Саркеев признает: стабильной валютой тенге назвать сложно.
«Если брать историю становления нашей валюты и как менялся ее курс по отношению к доллару, стабильной ее, конечно, нельзя. Мы все помним, как ее лихорадило от малейшего изменения цены нефти, пережили немало шоков от девальваций», – вспоминает он.
Как отмечает экономист, тенге до сих пор очень сильно зависит от цен на нефть. Причин несколько. Во-первых, мы, несмотря на все усилия, так пока и не построили в нужном количестве заводы и фабрики, не можем обеспечить себя даже товарами первой необходимости.
«Основная причина в том, что наши основные экспортеры продают за доллары сырье. Ту же нефть. Им выгоден слабый курс тенге. И правительство от этих экспортеров получает значительную часть налогов. И пока в нашем экспортном пироге будет преобладать сырье, мы будем постоянно сталкиваться с проблемой низкого курса тенге. Надо развивать обрабатывающую промышленность, диверсифицировать нашу экономику», – говорит Саркеев.
В то же время экономист считает, что в среднесрочной перспективе так сильно терять свои позиции в курсовой разнице тенге уже не будет: медленно, но верно в Казахстане строятся фабрики и заводы, они будут сдерживать рост доллара.
Экономист Андрей Чеботарев, в свою очередь, предлагает смотреть на тенге более позитивно.
«Что такое стабильность в нашем мире? За последние 75 лет доллар потерял 93% покупательской способности. Мы не самая сильная валюта в этом мире, но и не самая слабая. Кроме нас с 1993 года из стран СНГ обесценились меньше, чем мы, только рубль и сом. Рубль по причине того, что у России просто огромный запас нефти и других ископаемых, а сом потому, что у Кыргызстана очень маленькая экономика, которой легко управлять. И у них есть огромное золоторудное месторождение, которое позволяет формировать золотовалютный резерв страны», – объясняет он.
Кроме того, эксперт напоминает: привлекательные внешне цены некоторых соседних стран обусловлены не только объективными факторами вроде развитой обрабатывающей промышленности, но и банальным сокращением нулей на банкнотах.
«Мы за все 30 лет ни разу не делали деноминацию: не «отрезали» нули у своих денег. К примеру, белорусский рубль деноминировался два раза, российский рубль – один раз, Украина тоже проводила деноминацию при переходе с карбоновца на гривну. Были разные ситуации, но мы – не слабые», – резюмирует Андрей Чеботарев.
Чтобы тенге был более сильным, экономист предлагает просто начать в него верить.
«У нас в стране происходит излишняя фетишизация курса. От него, конечно, многое зависит, но далеко не все. Кто думает иначе – вспомните цены на бензин 10-летней давности и сейчас, переведите их в доллары. Цены на недвижимость… В долларовом эквиваленте они же еще до уровня 2006 года не восстановились. Но у нас люди в тенге не верят. До сих пор звучат призывы отказаться от тенге и прийти к взаиморасчетам в долларах. Но люди забывают о главном: своя валюта – это элемент независимости», – подчеркивает он.