Он предполагает, что именно казахстанцы будут чаще пользоваться новыми правилами пересечения границ
Введение безвизового режима между Казахстаном и Китаем взбудоражило многих наших соотечественников. «К нам приедут 40 миллионов китайцев, заберут у нас работу», - предполагает часть наших граждан.
Аналитик «Голоса народа» попробовала понять, насколько оправданы эти страхи.
О том, что такой же безвиз получают казахстанцы для пребывания в КНР, и о новых возможностях сотрудничества взволнованные казахстанцы как-то не задумываются.
Тем временем, Китай традиционно является одним из важнейших торговых партнеров Казахстана, занимая первое место по объему казахстанского экспорта и второе место после России по объемам импорта и товарооборота.
Об этом напоминает экономист, заместитель директора Центра прикладных исследований «TALAP» Аскар Кысыков.
«Китай - наш ключевой торговый экономический партнер, вкладывающий очень большие инвестиции в РК. Вплоть до конца 2019 года КНР находилась на 4 месте по размеру накопленных вложений в казахстанскую экономику, уступая по этому показателю Нидерландам, США и Великобритании», - отмечает экономист.
По итогам 2021 года фиксировался серьезный рост чистого притока китайских инвестиций по статье «Инструменты участия в капитале», то есть рост реальных вложений в проекты на территории Казахстана.
«Для деловой среды, ведения совместного бизнеса запуск безвиза также будет иметь положительный эффект и позволит расширить двусторонние связи. Продление времени нахождения для китайских и казахстанских граждан у нас будет удобно с точки зрения командировок и деловых поездок.
Плюс мы же постоянно развиваем отрасль туризма, хотим привлекать новых гостей. А в Китае большое население, которое может обеспечить нашу страну потоком своих туристов», – продолжает Кысыков, добавляя, что с прошлого года между нашими странами действует безвизовый режим на 14 дней.
«То есть наши страны наращивают партнерские связи. Не думаю, что за решением о вводе безвиза на 30 дней стоит геополитика – скорее, это прагматичное экономическое решение для углубления поэтапного сотрудничества двух дружественных государств», - подчеркивает экономист.
Напомним, в конце прошлого года «TALAP» презентовал итоги исследования «Анализ экономической стратегии и внешней политик Китая в Казахстане». Аналитики оценили роль китайских инвестиций в РК, китайской рабочей силы на казахстанский рынок труда. Отдельным направлением в рамках работы стало формирование Индекса восприятия Китая в Казахстане.
«Мы оценивали восприятие населением и бизнесом Казахстана Поднебесной. Последнее время отношение к Китаю в Казахстане улучшается. Определенные фобии у казахстанцев в отношении КНР остаются, но касаются они в большей степени не того, что китайцы могут приезжать к нам, а усиления влияния Китая. И основная фобия, что китайские инвесторы могут владеть казахстанской землей, предприятиями и так далее.
На чем эти страхи основываются? Во всех странах есть определенные группы людей, которые негативно относятся к чужим государствам.
Группы могут быть очень немногочисленными, но когда они могут говорить очень громко, создается ощущение, что в обществе имеются негативные настроения насчет соседей – дальних и ближних. Однако по факту это очень узкая пассионарная группа, которая очень активно возмущается и боится, выступает в соцсетях. Но это не говорит о том, что в обществе есть массовые страхи и опасения», - акцентирует собеседник.
Но с точки зрения образования, ведения бизнеса таких страхов нет. Люди понимают, что Китай - это экономический гигант, от соседства с которым нам никуда не деться - надо сотрудничать», - говорит Аскар Кысыков.
Минусов в запуске безвизового режима с Поднебесной на 30 дней экономист не видит вообще. Хотя замечает: есть некоторые нюансы. По многим сферам - медицине и другим - Китай более сильно развит, чем мы. Соответственно, если облегчаем поездки наших граждан в КНР, больше граждан будет уезжать за услугами туда.
«Есть еще опасения, что в Казахстан могут хлынуть потоки нелегальных мигрантов из КНР. Но ведь безвизовый режим на данную категорию не влияет – они же нелегальные. Подобные попытки должны пресекаться и наказываться правоохранительными органами. В целом, если смотреть с экономической точки зрения, взаимный безвизовый режим с КНР – это благо в любом случае», - говорит Кысыков.
В МИД РК ранее подчеркнули, что соглашение о безвизе между РК и КНР коснется туристических и деловых поездок, а не рабочих.
«У казахстанцев есть опасения, что из соседней страны хлынут желающие занять их рабочие места. Несмотря на то, что граждане Китая уже с лета прошлого года могут посещать Казахстан на 14 дней без визы, наплыва китайских граждан нет», - заявил официальный представитель МИД РК Айбек Смадияров.
А в ближайшие дни в г. Сиань КНР пройдет первый Саммит «Центральная Азия - Китай» с участием президента Казахстана.
За последние годы объемы внешней торговли между РК и КНР демонстрируют существенный рост. Объем товарооборота между нашими странами в 2021 году вырос по сравнению с 2017-м на 73,16% и досьтиг 18,2 млрд долларов США, в то время как совокупный объем внешней торговли Казахстана вырос только на 29,97%. При этом импорт в РК из КНР рос несколько более быстрыми темпами в сравнении с экспортом: импортные поставки выросли в 2021-м по сравнению с 2017-м на 76,70%, экспорт увеличился на 70,29%.