Тем временем, в страну уже вернули более полутриллиона тенге коррупционеров, но, экономисты считают, что это капля в море
Активная работа по возврату незаконно вывезенных активов началась после поручения президента. С тех пор в страну вернули больше полутриллиона тенге. Экономисты утверждают, что эта лишь малая часть того, что вывели из Казахстана коррупционеры, передает «Голос народа» со ссылкой на телеканал «Хабар».
Но не всегда власти иностранных государств предоставляют необходимую информацию по первому требованию. Для этого нужно еще доказать, что средства получены незаконно. Этой работой занимается специальная комиссия под руководством генерального прокурора.
Экономисты считают, что возвращенные средства – капля в утекшем денежном море. Понадобится не меньше века, чтобы вернуть все до копейки.
«В парламенте официально была озвучена сумма 160 млрд долларов, а среди экономистов до 800 млрд долларов, в среднем многие придерживаются, что речь идет о вывозе 400 млрд долларов. Возвращено 755 млрд, это меньше 2 млрд долларов. Это один процент, возвращать как минимум 100 лет, а, если с процентами, то итого больше», ‒ говорит экономист Ануар Нуртазин.
Если цифры еще дают какое-то понимание, то сам механизм возврата средств весьма хлопотный. Поэтому глава государства поручил парламенту принять закон о незаконно выведенных активах.
Однако, ни министерство юстиции, ни мажилис еще не занялись рассмотрением законопроекта. Эксперты предполагают, что документ будет содержать условия добровольного и принудительного возврата. Они же не исключают, что такие меры несут за собой риски.
«У нас очень много проблем в законодательстве. У нас, как правило, сначала принимают, а потом по дороге исправляют, уже учась на своих же ошибках», ‒ отмечает председатель совета ассоциации палат юридических консультантов Фарид Алиев.
Одно из громких разбирательств над казахстанским бизнесменом Кайратом Сатыбалды завершилось тем, что в доход государства было решено вернуть 204 миллиарда тенге. Предпринимателя отправили в тюрьму на шесть лет за присвоение чужого имущества.
Речь идет о крупных государственных компаниях. И это, как полагает генеральная прокуратура, лишь начало списка нечистых на руку известных экс-чиновников и предпринимателей.
«Возвращают в доход страны капиталы не только из-за рубежа. Вполне внушительные активы в виде дорогих внедорожников, драгоценностей и акций незаконно держались в частных руках и Казахстане», ‒ комментирует официальный представитель Комиссии по возврату активов Зеин Алипбек.
По словам пресс-секретаря агентства по противодействию коррупции РК Абу-Али Алибека, большая часть капиталов находится на территории Казахстана.
«В основном, коммерческие объекты. Одни находятся на стадии возврата. Некоторые объекты используются в государственных целях. В том числе есть и автомобили люксовые, есть различные облигации. Более 100 млрд возвращены в виде денежных средств на счет министерства финансов», ‒ сказал Абу-Али Алибек.
Министерство финансов также занимается продажей тех самых элитных иномарок, если не находят им применение. Вырученные средства направляют обязательно в казну.
В ряде регионов в госсобственность вернули земельные участки. Например, в Экибастузе не использовались более 15 тысяч гектаров стоимостью в 102 млн тенге.
«В прошлом году был возврат 63 тысяч гектар земли в Жамбылской области. По некоторым данным была связь с Болатом Назарбаевым. Эти земли уже были возвращены, это пастбищные земли», ‒ говорит Абу-Али Алибек.
Известно, что на средства коррупционеров построят 72 школы. В фонд поддержки инфраструктуры образования поступило более 120 млрд тенге. А вот для возращенного капитала хотят создать специальный государственный фонд.
«Оттуда они будут распределяться на социальные проекты, возможно, на создание высокотехнологических производств. Пока есть такое предложение», ‒ отмечает официальный представитель комиссии по возврату активов Зеин Алипбек.
Экономист Максат Сералин считает, что полученные миллиарды необходимо направить на поддержку автокредитования и ипотеку для молодежи. А депутат Ирина Смирнова предлагает направить их на жилье для сирот и детей с инвалидностью.
Экономист Ануар Нуртазин солидарен во мнении с коллегами, он привел небольшой подсчет.
«Первое благо – это обеспечение всех жильем. Эти два млрд долларов, даже, если на однокомнатные квартиры по по себестоимости в 10 тысяч долларов в регионах. Два млрд – это уже 200 тысяч квартир, 200 тысяч семей», ‒ считает экономист Ануар Нуртазин.
Пока же казахстанская общественность выдвигает идеи о распределении возвращенного капитала на родину.
Тем временем, в соседнем Узбекистане до сих пор возвращают часть капитала дочери первого президента Гульнары Каримовой. Процесс очень долгий говорят аналитики, деньги лежат на счетах в Швейцарии, Франции, а возможно, где-то еще. Пока вернули только 100 млн долларов.
«Вернули очень небольшую сумму. Пока разговор ведется только об активах, активы далеко не всегда счет в банках, в арабской стране есть самолет, недвижимость, эти активы нужно оценить реализовать продать только потом уже эти деньги финансовые средства можно будет вернуть в Узбекистан», ‒ рассказал аналитик Валерий Бирюков.
Казахстан же занимается этой работой всего год, разбирая детали порой банальных гражданско-правовых сделок, которые в итоге оказываются отмыванием денег.
Но, несмотря на все сложности, правоохранительная структура не намерена останавливаться на достигнутом. Те средства, которые вернули, по оценкам эскпертов равны трем размерам Национального фонда страны.
К тому же, президент особо отмечал, что все возвращенные активы направят исключительно на развитие Казахстана. Общественность в свою очередь просит об открытости распределения финансов.