В Узбекистане начался референдум по поправкам в конституцию
Узбекистан проводит всеобщее голосование по новому проекту конституции, которая аннулирует сроки правления президента Шавката Мирзиёева, позволяя ему оставаться у власти вплоть до 2042 года, передает «Голос народа» со ссылкой на DW.
30 апреля в Узбекистане начался референдум - на голосование вынесены значительные изменения в конституции страны. Поправки в частности позволят президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву обойти действующие ныне ограничения в два срока.
В новом проекте президенту дается право аннулировать предыдущие сроки правления и вновь выдвинуть свою кандидатуру после окончания действующего срока в 2026 году.
То, что власти в Ташкенте постараются внести изменения в конституцию, не стало сюрпризом для экспертов.
«Это было для всех наблюдателей ожидаемым ходом ‒ такой «план А» по транзиту власти от самого себя к самому себе», ‒ говорит аналитик Фонда Карнеги за международный мир Темур Умаров.
Более того, по его словам, команда Мирзиёева учла опыт лидеров других авторитарных стран, которые в недавнем прошлом совершали аналогичные изменения.
«В новой предлагаемой редакции узбекской конституции есть отдельный пункт, в котором говорится, что высшие чиновники, включая президента, имеют право переизбраться с нуля. В этом смысле новая конституция имеет краткосрочные цели: Мирзиёев использует ее уже в скором времени в своих личных интересах», ‒ замечает политолог Умаров.
Новая конституция даст право президенту продлить сроки правления, включая действующий, с пяти до семи лет, что откроет возможности для Мирзиёева фактически пожизненного правления ‒ теоретически вплоть до 2042 года.
Как отмечает издание, вопросы президентского правления составляют лишь небольшую часть новвоведений. Основная масса изменений ‒ это практически две трети текста конституции ‒ посвящены планируемым мерам либерализации в стране.
Референдум подается как ответ на запрос узбекистанского общества по дальнейшей демократизации, говорит Умаров.
«Словно не власть их хотела, а люди просили эту самую власть об изменениях, и все эти поправки подаются как поправки от народа. Но если мы посмотрим на текст поправок, мы не увидим ничего, что говорило бы о реальной демократизации», ‒ заключает политолог.
Изменения в тексте конституции остаются «серой теорией», истинное значение имеет только их реализация, говорит научная сотрудница Центра восточноевропейских и международных исследований (ZOiS) Беате Эшмент (Beate Eschment).
«Очевидно, что власти сфокусированы, прежде всего, на продлении полномочий президента. Вторую часть, с обещаниями либерализации, тоже стоит воспринимать всерьез, чтобы по ним оценивать действия Мирзиёева в последующие годы. Я, однако, не берусь прогнозировать, насколько эти обещания будут реализованы и будут ли вообще», ‒ заметила немецкая эксперт по странам Центральной Азии.
Какой-то содержательной новизны в тексте поправок Темур Умаров не наблюдает. По его словам, большинство пассажей скопированы в новый проект из других кодексов и республиканских законов, говорит Умаров.
«Гарантии, что теперь они будут соблюдаться, никто дать не сможет», ‒ отмечает он.
Политолог также обращает внимание на то, что нововведения никак не меняют правила работы политической системы Узбекистана.
«На президенте смыкается все, и от него исходят основные инициативы. Парламент даже теряет право утверждать премьер-министра. В новой версии конституции это слово поменяли на «одобряет». Система становится еще более президентоцентричной, а это не признак демократизации или либерализации системы в целом», ‒ заключил политолог центра Карнеги.
Референдум планировался не в апреле, а раньше, говорят эксперты, но властям пришлось отложить его.
Причина переноса на апрель объясняется неудачей первой попытки провести конституционные изменения, которая привела к протестам в Каракалпакстане летом прошлого года, напоминает Темур Умаров.
В первой редакции изменений Ташкент намеревался отказать этой республике в автономии.
«Людям это не понравилось, они вышли на многотысячные протесты. Протесты окончились кроваво, и узбекская власть взяла довольно большую паузу, чтобы опубликовать новую версию», ‒ напоминает ход недавних событий Умаров.
В нынешней версии, вынесенной на голосование 30 апреля, автономия Каракалпакстана сохраняется, что, по мнению Умарова, говорит о том, что президент не захотел рисковать, сохранив, однако, увеличение сроков своего президентства, будучи уверенным, что против таких мер граждане протестовать не будут.
Каракалпакстан остается самым заброшенным и самым бедным регионом Узбекистана, а причины для недовольства местного населения остаются, даже если вопрос автономии снят, добавляет Беате Эшмент.
Сразу после референдума в начале мая Шавкат Мирзиеёев должен отправиться с визитом в Берлин.
«Визит в Европу, в Германию очень важен, чтобы продемонстрировать и своему обществу, и внешнему международному сообществу, что Узбекистан «рукопожатен» в странах, которые считаются настоящими демократиями, и та конституция, которая была принята, не выглядит чем-то, с чем не пускают в развитый мир», ‒ объясняет Темур Умаров.
У Мирзиёева, без сомнений, «не совсем уж плохая» репутация в Европе, согласна и Эшмент. И даже если его «либерализация» продвигается очень медленно, ее результаты здесь признают, добавляет она.
«Означает ли это, что он станет окончательно принят и признан тут ‒ покажет время», ‒ заключила эксперт ZOiS.