Эксперты уверяют, что дефекты становятся причиной множества аварий, в том числе и смертельных.
Более ста коррупционных преступлений совершено в сфере строительства дорог. И это только за последние пять лет, заявляет директор РОО «Әділдік Жолы» Дидар Смагулов, передает golos-naroda.kz.
«Не проходит и года без задержаний тех или иных руководителей «КазАвтоЖола» – национального оператора автомобильных дорог. Эти факты есть во всех областях республики», - отмечает Дидар Смагулов.
Сотрудники РОО «Әділдік Жолы» на этот раз решили проинспектировать трассу «Караганда-Балхаш». По словам спикера эта дорога уже третий год портит жизнь как обычным казахстанцам, так и дальнобойщикам, а ведь эта магистараль - важнейшая транспортная артерия, соединяющая юг и север страны.
Дидар Смагулов отметил, что на 363 км дороги изначально предусмотрено более 230 млрд тенге заемных средств. Затем он задался вопросом насколько качественно успели освоить 104 млрд тенге, ведь трасса за пять месяцев уже успела «забрать» жизни более 10 казахстанцев.
«Начать мы хотим с вопросов безопасности, ведь за период ремонта этот участок без преувеличения стал «Дорогой смерти». Только за пять месяцев текущего года по данным правовой статистики на участке дороги «Караганда – Балхаш» в результате дорожно-транспортных происшествий погибло 13 человек, 21 получили ранения», - проинформировал директор компании.
Кроме того, собеседник подверг критике качество самой дороги. Согласно стандартам, обочина должна содержаться в хорошем состоянии в течение всего срока гарантийного периода, и любые повреждения должны быть отремонтированы немедленно, а при необходимости заменены надлежащим материалом для восстановления первоначального уровня.
«При эксплуатации дороги практически никакие дефекты обочины не допускаются. В нашем же случае ее просто нет. К сожалению, эта проблема имеет еще и социально-экономический эффект. Ужасное состояние дороги влияет на скорость движения, расход топлива и повышенную амортизацию транспорта. Все это в итоге повышает стоимость продукции, которая поставляется с южных регионов страны. В итоге, 25 тонн капусты, выращенной в Таразе, вообще никогда не попадут на прилавки магазинов», - негодует директор РОО «Әділдік Жолы».
Сотрудники компании также выявили множество дефектов в состоянии автодороги, большая часть из них просто недопустима при эксплутации трассы.
Среди выявленных дефектов:
Шелушение и разрушение поверхности покрытия за счет отслаивания тонких пленок и зерен материала, разрушаемого под действием воды и мороза. Специалисты уверяют, что это серьезный дефект, который не допускается. Частые трещины - поперечные и косые с ответвлениями, иногда связанные между собой, но, как правило, не образующие замкнутых фигур, среднее расстояние между соседними трещинами 1-4 м. Такой факт есть на этой автодороге и недопустим при эксплутации. Выпотевание вяжущего вещества - выступание на поверхности покрытия излишка вяжущего с изменением текстуры и цвета покрытия площадью более 1м2. Допускается не более 10 кв.м. на квадратный километр. Кромочность - разрушение кромки проезжей части или укрепительной полосы в местах сопряжения с обочиной. Также недопустимый дефект, особенно с учетом того, что дороги нет и года. Выкрашивание - поверхностное разрушение дорожного покрытия в результате отделения зерен минерального материала из покрытия и образования мелких раковин. Такой дефект категорически не допускается. Колейность - плавное искажение поперечного профиля проезжей части с образованием углублений по полосам наката, с гребнями или без гребней выпора. Для данной категории дорог допускается образование колеи до 4 мм.Между тем, сотрудники РОО «Әділдік Жолы» установили рейку на дорожное покрытие в направлении, перпендикулярном к оси автомобильной дороги и измерили клиновым промерником максимальный просвет под ней с точностью до 1 мм.
Колея в разных местах составила 7-9 мм, что в 2 раза превышает допустимое значение. Попадание в такую колею на скорости более 120 км в час может привести к страшным последствиям.
Дидар Смагулов еще раз напомнил, что на этот участок дороги потратили 104 миллиарда тенге заемных средств. Дороге нет еще года, но ее состояние оставляет желать лучшего.
«Компания «КазАвтоЖол», отвечающая за строительство выразила готовность публично проверить данный участок на этой неделе с поставщиком: то есть, можно будет сделать все необходимые замеры с оборудованием и выносить заключения», - отметил Дидар Смагулов.
Напомним, трасса «Караганда-Балхаш» имеет длину 379 км, а протяженность от Караганды до Балхаша по прямой - 359 км.
Как известно, масштабная реконструкция участка «Караганда-Балхаш» началась два года назад. По контракту четырехполосный автобан должны сдать в 2023 году.