Туроператоры признают, что для встречи гостей из КНР надо развивать инфраструктуру, но строить планируется не только дороги
С 10 ноября Казахстан и Китай открывают взаимный безвизовый режим. Это значит, что и нам для путешествия в Поднебесную достаточно будет просто собрать чемоданы и купить билеты, и им к нам будет так же просто попасть. Чисто теоретически, сбыться может давняя мечта туроператоров: щедрые и любознательные китайские туристы в последние годы стали самыми желанными гостями во многих странах. Но, как признаются туроператоры, в Казахстане полно внутренних проблем. И, если их не решить, то мы можем не только упустить денежные возможности, но и потерять весь туристический рынок. Что делается для того, чтобы негативный сценарий не был реализован? И какие небанальные методы регулирования турпотока есть в нашей стране? «Голос народа» разузнал подробности.
Стоит отметить, что граждане Китая могут въезжать в Казахстан без визы на 14 дней с середины лета 2022 года, но тогда законодательное упрощение никто ни в Китае, ни в Казахстане особо не освещал. Решение же о взаимном безвизе для граждан соседних стран было озвучено во время визита главы казахстанского МИДа в Сиань в мае этого года, что не осталось без внимания СМИ, блогеров и общественности обеих стран.
Ремень безопасностиКак признается президент ассоциации туроператоров РК, председатель фонда «Туристик Камкор» Инна Рей, заполучить массового китайского туриста – мечта практически всех стран мира.
Во-первых, китайские туристы – одни из самых богатых и щедрых. Согласно статистике, за непродолжительный отдых каждый из них оставлял в Казахстане в среднем 1000 долларов. Во-вторых, это очень любознательный турист. Он готов к самым разным экскурсиям.
Но из всех плюсов вытекают вполне логичные минусы.
«Если говорить об экскурсиях, то китайские туристы очень их любят. Но им важно, чтобы до конечной точки маршрута можно было добраться с комфортом и в безопасности. А еще чтобы там они могли сделать хорошие фото и тут же их разместить в своих соцсетях», - говорит Инна Рэй.
В Казахстане же до многих туристических объектов дороги в не самом лучшем состоянии, а об интернете и мечтать не приходится.
«Мы даже не заметили, как быстро они стали требовательными, взыскательными, при посещении той или иной страны они обращают внимание на такие мелочи, которые раньше и нам, и подавляющему большинству туристов казались несущественными», - признается Инна Рей.
Так, к примеру, кто в Казахстане проверяет наличие и исправность ремней безопасности в пассажирских автобусах? А китайцы не просто проверяют, они реально пристегиваются во время поездок на экскурсии. Если учесть, что путешествуют туристы из Китая группами из 100 – 200 человек, этот пункт уже может стать проблемой.
«Конечно, продумывать инфраструктуру для туристов надо было начинать сильно раньше, но как есть, так есть. На данном этапе очень важно, чтобы китайцев встречали подготовленные туроператоры, которые могут вовремя что-то заменить, создать поддержку на каждом этапе. Параллельно необходимо и на государственном уровне вести работу по улучшению транспортной инфраструктуры, отельной инфраструктуры, работать над созданием готовых турпродуктов, ведь нам есть что показать и в культурном, и в историческом, и в природном контексте», - говорит она.
Впрочем, как отмечает глава ассоциации туроператоров, безвиз действует в обе стороны. И казахстанцам скоро станет гораздо доступнее Китай. Инна Рей не исключает, что скоро среди наших граждан станут модными поездки в китайские города просто на выходные. Тем более что Поднебесной есть что показать туристу, а цены на перелет для казахстанцев, с учетом географии, могут оказаться весьма привлекательными.
Квест: как накормить одновременно 200 человек?На то, что мало кто в Казахстане готов обслужить по требуемым стандартам столь многочисленные организованные группы туристов указывает и директор турфирмы Empire Travel Kazakhstan Мейрамгуль Балгожина.
«Несколько лет назад мы организовывали тур для группы из 160 китайских туристов в Астану. Надо было видеть, как мы пытались их завести на Байтерек! Да что там, даже ресторанов, я имею в виду не тойханы, а именно рестораны, работающие по общепринятому стандарту, и способных организовать обеды для такой группы – в городе всего несколько», - вспоминает она.
Инфраструктура Казахстана с тех пор особо не поменялась, а вот интерес со стороны китайских туристов к нашей стране растет. И это может спровоцировать определенные проблемы.
«Я уже много лет в туристическом бизнесе и отметила одну печальную закономерность: у нас очень низкое качество подготовки молодых менеджеров по туризму в наших вузах! Вчерашние студенты приходят, не зная элементарного: не могут просто посчитать итоговую смету тура, плохо говорят даже на английском языке, не говоря уже о китайском! Не лучше ситуация с гидами. Их просто нет!», - сетует Мейрамгуль Балгожина.
Женщина уверена – Казахстану, если он действительно намерен получать доход от въездного туризма, эти вопросы необходимо решать на государственном уровне. В противном случае их решат за нас.
«Ситуация может привести к тому, что китайские туристы начнут возить с собой своих гидов. Они ведь очень быстро учатся. Что мешает их гидам изучить Казахстан и самим делать туры для туристов из своей страны? А что мешает им организовать фирму по прокату автобусов и так далее?», - говорит она.
За 2022 год, согласно данным официальной статистики, в Казахстан приехали 42,5 тыс китайских туристов. Оставили они в нашей стране около 16 млн долларов.
Потому что китайские туристы покупают отдых «под ключ» - с расписанной на все дни пребывания культурной программой, обедами и трансферами. Но сколько достанется казахстанским бизнесменам, если продавать туры им будут их же соотечественники?
При этом Мейрамгуль Балгожина отмечает: КНР может дать Казахстану очень много туристов, однако к такому наплыву оказаться неготовыми рискуют не только туроператоры.
Регулировать потоки Димашем«Насколько готовы к массовому турпотоку наши аэропорты? Элементарно: сколько у нас занимает выдача багажа? Если у нас ничего не изменится, если инфраструктура наша, наш транспорт, наши дороги и все остальное будет на том же уровне, то сначала мы захлебнемся, а потом либо китайцы сами организуют у нас турбизнес, либо они просто будут ездить в другие страны», - подводит итог Мейрамгуль.
Видят все недостатки казахстанских турпродуктов и в государственной АО «НК «Kazakh Tourism». Но здесь уверены, что бизнес сам постепенно решит все проблемы.
«С каждым годом ситуация улучшается: появляются новые отели, растут курортные зоны, строятся новые гостевые дома, появляются новые готовые турпродукты. Все это дело, скажем так, наживное. Главное чтобы бизнес увидел свою выгоду», - говорит пресс-секретарь АО «НК «Kazakh Tourism» Ернур Кенжебеков.
И поток китайских туристов в Казахстан растет. Если до пандемии, в 2019 году в страну въехало около 89 тысяч китайских граждан, то за 10 месяцев 2023 года по системе E-Qonaq зарегистрированы были более 80 тысяч китайских туристов. Таким образом, есть все основания полагать, что предыдущий рекорд по приему китайских туристов Казахстан в этом году побьет.
Что же касается опасений бизнеса, то у нацкомпании есть предложение:
«Китайские туристы – очень организованные. Они покупают готовый турпродукт. При этом надо понимать, что едут они в основном в Алматы и Астану – наиболее крупные и подготовленные к приему организованных групп города. Также мы знаем, что среди китайских туристов пользуется спросом событийный туризм. И было бы здорово, если бы бизнес регулировал потоки китайских туристов событиями. К примеру: мы все знаем, что в Китае популярен Димаш Кудайбергенов, его поклонники могут приехать в тур с концертом. Значит надо организовывать его концерты в Казахстане не летом, когда места размещения и без китайских туристов забиты, а осенью или весной», - рассуждает Ернур Кенжебеков.
Также на весну и осень в «Kazakh Tourism» советуют планировать различные форумы с участием граждан КНР.