Группа казахстанских депутатов представила проект закона «О парламентских расследованиях»
Премьер-министр РК Алихан Смаилов отметил, что полномочия парламента по осуществлению парламентских расследований выходят за рамки его компетенции, передает «Голос народа».
Премьер-министр РК ответил на депутатский запрос о внедрении института парламентского расследования.
В депутатском запросе отмечается о необходимости внедрения международного опыта по усилению общественного и парламентского контроля, формированию сдержек и противовесов в системе представительной, исполнительной и судебной власти.
Также прилагается проект закона «О парламентских расследованиях», инициированный группой депутатов фракции ДПК «Ак жол», партии «Amanat», общенациональной социал-демократической партии, а также депутатов, избранных по одномандатному кругу»,
«Изучение мировой практики по рассматриваемому вопросу показывает, что внедрение института парламентских расследований связано с системой государственных органов и формой правления государства.
В основном, внедрение данного института свойственно парламентским республикам. Вместе с тем, согласно статье 2 Конституции, Республика Казахстан провозглашает себя унитарным государством с президентской формой правления, тем самым предусматривается президентский контроль за деятельностью исполнительной ветви государственной власти.
Также, из содержания статьи 91 Конституции следует, что основополагающие принципы деятельности республики, независимость государства, унитарность и территориальная целостность республики, форма ее правления являются неизменными», ‒ говорится в ответе премьер-министра.
При этом, согласно Конституции, парламент является высшим представительным органом республики, осуществляющим законодательную власть, организация и деятельность которого определены Конституционным законом «О парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».
«Анализ правовых основ деятельности парламента показывает, что полномочия парламента по осуществлению расследования закреплены в статье 47 Конституции – в отношении президента Республики за совершение им государственной измены.
Кроме того, Конституцией не предусматривается наделение парламента правом осуществления парламентских расследований в иных случаях.
Вместе с тем, Конституционным Советом дано официальное толкование, что Конституцией устанавливается исчерпывающий перечень полномочий парламента и не предусматривается изменение объема полномочий парламента путем принятия обычного или конституционного закона (постановление от 15 октября 1997 года № 17/2).
При этом, отмечаем, что в деятельности парламента уже функционирует механизм парламентского контроля, предусматривающий, в том числе избрание и освобождение от должностей, дачу согласия на назначение на должности, лишение неприкосновенности должностных лиц, решение вопроса о доверии правительству, заслушивание отчетов членов правительства по вопросам их деятельности, проведение парламентских слушаний, направление депутатских запросов», ‒ говорится в ответе главы правительства.
Таким образом, основу института парламентского контроля составляет комплекс норм, предусмотренный Конституцией, Конституционным законом «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», а также регламентом парламента и иными нормативными правовыми актами.
«На основании вышеизложенного отмечаем, что полномочия парламента по осуществлению парламентских расследований, предлагаемые в инициируемом проекте закона, выходят за рамки компетенции законодательного органа, установленной Конституцией», ‒ говорится в ответе премьер-министра РК на депутатский запрос.