Имеют ли право казахстанские заведения требовать оплату за вход и депозит?

Доводы юристов и рестораторов в этом вопросе расходятся

Бахытгуль Джакупова

Права потребителей – это важная часть законодательства, призванная обеспечить честный обмен между предприятиями и их клиентами. Однако современный бизнес, особенно в ресторанной сфере, сталкивается с рядом вызовов, касающихся вопросов депозитов, платы за вход и фейс-контроля. Корреспондент «Голос народа» разбиралась, насколько законны данные практики, и что говорят эксперты по этому поводу. 

Люди не должны платить за «вход» в заведение

Юрист Аржан Садуакас прокомментировал законность системы депозитов и взимания платы за вход в различных заведениях в Казахстане.
По словам эксперта, законодательно понятия «оплата за вход» нигде не существует, а заведениях — тем более. Рестораны, кафе, бары, буфеты и другие заведения оказывают услуги и продают товары, ничего больше в их функции не входит. Некоторым может показаться, что мы платим за вход в театр, но на самом же деле мы оплачиваем услугу, а точнее просмотр шоу-программы.

«Даже если мы посмотрим в бухгалтерию, там нет такого понятия либо услуги как «вход». Соответственно, они в чеках не напишут «оплата услуги за вход». Поэтому это противоправно. В любых организациях такой услуги не существует и вообще не применяется в юридической природе, в экономической, финансово-бухгалтерской», — объясняет юрист.

Отдельно он рассказал об оплате уборных, детских площадок и зон отдыха, если это частная территория, которая имеет лицензию на оказание подобных услуг – они имеют право требовать плату за вход.

Люди сами решают, сколько хотят потратить

Что касается депозитов, то это понятие применимо только в банковском праве. Тем временем в Законе о защите прав потребителей четко обозначено, что продавец не имеет права принуждать потребителя приобретать товар в ненужном ему количестве. Отсюда следует вывод, что требование депозитов противоречит казахстанскому законодательству. 

Фейс и дресс-контроль 

Законодательно у нас нет жестких законов о фейс-контроле и дресс-коде, но гражданский кодекс требует равных прав для всех посетителей. Заведения обязаны ясно указывать правила посещения, включая дресс-код, и применять их равномерно без дискриминации. Face control может быть использован для исключения нетрезвых посетителей или тех, кто представляет угрозу.

Так что же делать?

Если ваши права нарушаются, важно следовать следующим шагам: фиксировать нарушения на видео либо в письменном варианте и не вступать в конфликт. Пройти досудебное урегулирование, написав официальные претензии заведению в социальных сетях или письме. При отказе обращаться в департамент по защите прав потребителей и, при неурегулированной ситуации, подавать иск в суд.
К слову, в практике Аржана Садуакаса есть дело против ночного клуба, который незаконно взимал плату за вход и депозит. Суд признал эти требования незаконными и присудил юристу компенсацию в размере 50 000 тенге за моральный ущерб и вернул 10 000 тенге, уплаченные за вход.

Для чего рестораны Казахстана вводят депозиты и можно ли обойтись без них?

Руководитель Ассоциации клуба рестораторов Казахстана Гульнара Катибаева объясняет, что депозитная система распространена у заведений с ночным графиком работы. 

«Депозит — это страховка от пьяного гостя, выпивший человек считает себя «героем» и не хочет платить за счёт. И счёт покрывает депозит. Если деньги остаются, то клиенту возвращают сдачу», - говорит она. 

Также бывают посетители, которые не хотят оплачивать счет, но они все равно приходят в заведение. Они употребляют дорогие алкогольные напитки, заказывают изысканные блюда и уходят, не оплатив счет. 

«Они говорят: «Ну, мы не собираемся оплачивать счет, пусть полиция приедет и заберет нас». Итак, полиция приходит, задерживает их на несколько часов, и отпускает. Другими словами, единственное, что они могут сделать, это удержать их на несколько часов, взять их данные и все», - сообщила глава ассоциации. 

Рестораторы сталкиваются с трудностями во взыскании долгов от посетителей, отказывающихся оплачивать счет. Для возврата средств ресторатор должен лично обратиться в суд и потратить деньги на адвокатов. Чаще всего покрывать расходы за таких посетителей вынужден персонал. 

По ее словам, депозиты играют важную роль в поддержании порядка, а также защите заведения и персонала. И люди посещая такие заведения 100% согласны с данной системой. 

Реклама
Реклама
Новости партнеров