Доводы юристов и рестораторов в этом вопросе расходятся
Права потребителей – это важная часть законодательства, призванная обеспечить честный обмен между предприятиями и их клиентами. Однако современный бизнес, особенно в ресторанной сфере, сталкивается с рядом вызовов, касающихся вопросов депозитов, платы за вход и фейс-контроля. Корреспондент «Голос народа» разбиралась, насколько законны данные практики, и что говорят эксперты по этому поводу.
Юрист Аржан Садуакас прокомментировал законность системы депозитов и взимания платы за вход в различных заведениях в Казахстане.
По словам эксперта, законодательно понятия «оплата за вход» нигде не существует, а заведениях — тем более. Рестораны, кафе, бары, буфеты и другие заведения оказывают услуги и продают товары, ничего больше в их функции не входит. Некоторым может показаться, что мы платим за вход в театр, но на самом же деле мы оплачиваем услугу, а точнее просмотр шоу-программы.
«Даже если мы посмотрим в бухгалтерию, там нет такого понятия либо услуги как «вход». Соответственно, они в чеках не напишут «оплата услуги за вход». Поэтому это противоправно. В любых организациях такой услуги не существует и вообще не применяется в юридической природе, в экономической, финансово-бухгалтерской», — объясняет юрист.
Отдельно он рассказал об оплате уборных, детских площадок и зон отдыха, если это частная территория, которая имеет лицензию на оказание подобных услуг – они имеют право требовать плату за вход.
Что касается депозитов, то это понятие применимо только в банковском праве. Тем временем в Законе о защите прав потребителей четко обозначено, что продавец не имеет права принуждать потребителя приобретать товар в ненужном ему количестве. Отсюда следует вывод, что требование депозитов противоречит казахстанскому законодательству.
Законодательно у нас нет жестких законов о фейс-контроле и дресс-коде, но гражданский кодекс требует равных прав для всех посетителей. Заведения обязаны ясно указывать правила посещения, включая дресс-код, и применять их равномерно без дискриминации. Face control может быть использован для исключения нетрезвых посетителей или тех, кто представляет угрозу.
Если ваши права нарушаются, важно следовать следующим шагам: фиксировать нарушения на видео либо в письменном варианте и не вступать в конфликт. Пройти досудебное урегулирование, написав официальные претензии заведению в социальных сетях или письме. При отказе обращаться в департамент по защите прав потребителей и, при неурегулированной ситуации, подавать иск в суд.
К слову, в практике Аржана Садуакаса есть дело против ночного клуба, который незаконно взимал плату за вход и депозит. Суд признал эти требования незаконными и присудил юристу компенсацию в размере 50 000 тенге за моральный ущерб и вернул 10 000 тенге, уплаченные за вход.
Руководитель Ассоциации клуба рестораторов Казахстана Гульнара Катибаева объясняет, что депозитная система распространена у заведений с ночным графиком работы.
«Депозит — это страховка от пьяного гостя, выпивший человек считает себя «героем» и не хочет платить за счёт. И счёт покрывает депозит. Если деньги остаются, то клиенту возвращают сдачу», - говорит она.
Также бывают посетители, которые не хотят оплачивать счет, но они все равно приходят в заведение. Они употребляют дорогие алкогольные напитки, заказывают изысканные блюда и уходят, не оплатив счет.
«Они говорят: «Ну, мы не собираемся оплачивать счет, пусть полиция приедет и заберет нас». Итак, полиция приходит, задерживает их на несколько часов, и отпускает. Другими словами, единственное, что они могут сделать, это удержать их на несколько часов, взять их данные и все», - сообщила глава ассоциации.
Рестораторы сталкиваются с трудностями во взыскании долгов от посетителей, отказывающихся оплачивать счет. Для возврата средств ресторатор должен лично обратиться в суд и потратить деньги на адвокатов. Чаще всего покрывать расходы за таких посетителей вынужден персонал.
По ее словам, депозиты играют важную роль в поддержании порядка, а также защите заведения и персонала. И люди посещая такие заведения 100% согласны с данной системой.