Почему в Казахстане не снижается уровень смертности от ДТП?

В прошлом году почти 2500 человек погибли в авариях по стране

Яна Мазуренко

Несмотря на значительные инвестиции в дорожную инфраструктуру и прогресс в контроле за соблюдением правил дорожного движения, смертность на дорогах Казахстана намного выше, чем в большинстве европейских стран, передает «Голос народа».

Госорганами периодически принимаются различные отраслевые программы по повышению дорожной безопасности, но как заверяет исполнительный директор Казахстанской ассоциации урбанистов Q88, коренного перелома в деле снижения смертности и травматизма от ДТП пока достичь так и не удалось.

«Для стран с высоким уровнем дохода негативный эффект от ДТП варьируется в пределах 0,5-6% ВВП (валовой внутренний продукт – прим.Ред.). Для стран с низким и средним уровнем дохода – 1,1-2,9% ВВП. При этом вклад тяжелых ранений оценивается примерно в 50-60% затрат безотносительно уровня дохода страны. В структуре экономического вреда от ДТП для разных стран стоимость гибели людей и снижения качества жизней раненых оценивается в 40-55% от суммарного ущерба», –  пояснил Мадияр Даурбаев.

Урбанист рассказал об интересном исследовании. Для оценки стоимости человеческой жизни и снижения ее качества применяется подход готовности платить. Тогда используются социологические опросы, где людей спрашивают, сколько денег они готовы заплатить за снижение риска травмы и смерти, что позволяет рассчитать условную «ценность жизни».

Исходя из данного исследования, негативный эффект от последствий ДТП на экономику Казахстана оценивается в 3,3% ВВП, что по оценке за 2022 г составляет значительную сумму 7,3 млрд долларов.

«Стоимость одной потерянной в результате ДТП жизни жителя Казахстана экспертами оценивается в 764 тысяч долларов, стоимость тяжелого ранения в 101 тысяч долларов, а стоимость легкого ранения - в 8 тысяч долларов», –  поведал о расчетах Даурбаев.

В ассоциации урбанистов отмечают, что высокие показатели ущерба от автомобильных аварий в денежном выражении всегда будут сильным аргументом, когда правительству необходимо определить приоритеты своей политики и обосновать, почему оно желает выделять больше расходов на безопасность дорожного движения.

«Данная информация также необходима для проведения анализа затрат и выгод как для расходов непосредственно на безопасность дорожного движения, так и для других расходов, влияющих на безопасность дорожного движения. Этот анализ покажет, насколько можно будет сэкономить на потерях от ДТП в результате улучшения ситуации с дорожной безопасностью»,  - пояснили в ассоциации.

Так можно заключить, что анализ ситуаций в различных странах мира по итогам внедрения мер обеспечения безопасности дорожного движения показывает, что экономические выгоды от инвестиций в безопасность дорожного движения часто (и намного) превышают затраты как раз из-за катастрофически высоких социально-экономических издержек дорожно-транспортных происшествий.

«Есть свидетельства того, что число жертв может резко снизиться, если будут реализованы наиболее экономически выгодные меры. Научные работы показывают, что аналогичных результатов, вероятно, можно ожидать и в Казахстане, хотя для подтверждения этого потребуются дальнейшие исследования», –  заключил Даурбаев.

Ранее сообщалось, что в аварии возле озера Каинды пострадали 34 человека

 

Реклама
Реклама
Новости партнеров