Возможно вербовщики уже начали набирать смертников на джихад за освобождение одной из святынь мусульманского мира
С 7 октября казахстанцы, как и многие другие народы, наблюдали страшные кадры обстрелов жилых районов и расстрелов израильтян и палестинцев: длящийся более 70 лет конфликт вновь стал кровавым. Причем в этот раз, впервые за 50 лет, Израиль объявил о том, что переходит в состояние войны. О поддержке Израиля уже заявили США и некоторые другие страны, а представители практически всех арабских стран, за исключением ОАЭ, заявили, что поддерживают Палестину. В общем, очевидно, что ситуация на Ближнем Востоке сейчас очень сложная. «Голос народа» решил спросить у политологов: чем она может разрешиться.
С чего все началосьЧтобы понять в чем суть столь затяжного конфликта на Ближнем Востоке достаточно просто взглянуть на карту.
Инфографика ura.ru
Есть в интернете еще более красноречивые карты: как менялась площадь Палестины в течение последних 90 лет.
Фото: solidarnost.su
При этом и у палестинцев, и у израильтян есть вполне резонные требования на каждый клочок местной земли: здесь жили их предки, здесь расположены их основные святыни.
Разрешить конфликт соседних государств человечество с 1947 года пыталось через ООН. Но хрупкий мир постоянно нарушается то одной, то другой стороной.
Сектор Газа – небольшой регион в 360 квадратных километров, в котором все годы противостояния находили убежище палестинские беженцы, несогласные на жизнь по законам еврейского государства. Тем не менее, с 1967 по 2005 год регион находился под контролем Израиля и частично Египта. В 2007 году власть в секторе Газа захватила исламистская группировка ХАМАС, а Израиль объявил о частичной блокаде региона. Живут в секторе Газа около 2 миллионов человек, то есть более 5000 жителей на квадратный километр.
Для сравнения: в Израиле проживает чуть более 9 млн человек, плотность населения страны – 412 человек на квадратный километр.
Вызвать сочувствие любой ценойКак отмечает директор института азиатских исследований Султан Акимбеков, в этом регионе давно неспокойно, однако такой эскалации конфликта между Израилем и арабским миром не было уже 50 лет, с войны Судного дня в 1973 году.
«Конечно, те события нельзя сравнивать с нынешней атакой ХАМАС, все-таки тогда против Израиля воевали Египет, Сирия, Ирак, Иордания и ряд других государств. Хотя, как и тогда, Израиль, его армия, разведка оказались застигнуты врасплох. Сегодня мир изменился. Для самого Израиля это скорее похоже на 11 сентября 2001 года. В израильском обществе шок, весь мир облетели кадры расстрелов обычных граждан, захват заложников», - максимально отринув эмоции описывает ситуацию в регионе политолог.
Естественно, главная реакция на трагедию – жажда мести. Собственно, ее израильская армия и начала, объявив, что ни один террорист не уйдет от наказания. Вот только к чему все это в итоге приведет?
«Газа это, по сути, один большой город. Штурм города, который оказывается в состоянии блокады без света и продовольствия, неизбежно приведет к жертвам среди палестинского населения. Возможно, что ХАМАС на это и рассчитывал, когда организовывал свое нападение. Он явно ожидал вызвать соответствующую реакцию в мусульманском мире, где всегда поддерживали палестинцев. Здесь в основном возложили ответственность на Израиль. Как известно, большая часть палестинцев в той же Газе, в лагерях в Иордании, Ливане и Западном берегу Иордана это потомки тех, кто был вынужден бежать со своих земель при создании государства Израиль. И несмотря на попытки международного сообщества и части израильских политиков найти компромисс, например, по формуле «мир в обмен на территории», проблема остается актуальной», - говорит Султан Акимбеков.
Вот только готов ли мир к конфликту? Акимбеков надеется, что разум все же одолеет эмоции и хрупкое равновесие будет восстановлено.
«Мы уже видели реакцию со стороны Объединенных Арабских эмиратов, которые 8 октября осудили действия «Хамас». Характерно, что в заявлении Эмиратов было сказано, что нужно «сохранять решимость перед насильственными попытками сорвать региональные усилия, направленные на диалог, сотрудничество и сосуществование». Таким образом они указывают на происходившее до этих событий сближение Израиля с Саудовской Аравией.
Так что ситуация сложная, эмоции зашкаливают, но все-таки поиск возможностей для компромисса остается на повестке дня», - итожит он.
Слишком много заинтересованныхВостоковед Жанат Момынкулов отмечает: эскалация конфликта между Израилем и сектором Газы была выгодна очень многим странам.
В последнее время ситуация на Ближнем Востоке стала стабилизироваться. Израиль стал налаживать отношения с Саудовской Аравией, с Турцией.
«США планировали интегрировать Израиль в Ближневосточный, Арабский регион, заключив арабо-израильское соглашение. Также, очевидно, что возможное саудовско-израильское сближение противоречит стратегическим и идеологическим интересам Ирана в регионе. Неслучайно, многие специалисты намекали на возможную поддержку Тегерана исламистского движения в секторе Газа. Однако, политика правых сил – сторонников Беньямина Нетаньяху не сумели предложить действенный механизм решения палестинского вопроса, вместо этого, они с позиции силы и национализма увеличивали свое давление на более слабых палестинцев. Это сыграло на руку радикальному движению ХАМАС, который выждал самый нужный момент, кстати, очень символичную дату!, чтобы с большим психологическим и информационным эффектом осуществить задуманный план по дискредитации военной мощи Израиля в регионе», - говорит он.
Также, как напоминает Момынкулов, на фоне эскалации противостояния Израиля и сектора Газа, весь мир ненадолго забыл о российско-украинском конфликте, что, конечно, не очень выгодно Украине, но дает небольшую передышку России.
В целом же, как подчеркивает эксперт, ситуация может несколько изменить существующую расстановку сил в мировой политике и спровоцировать появление новых глобальных альянсов по линии поддержки противоборствующих сторон.
«Есть оценки экспертов, по поводу опасности того, что конфликт может усугубить ситуацию в соседних Иордании, Египте или Ливане. Возможно, на этом фоне Турция предложит свою роль дипломатического посредника, принимая во внимание его политическое влияние на ХАМАС и конкретную военно-стратегическую роль, которую Анкара играет в регионе. Турецкие дипломаты находятся на связи с Саудовской Аравией, Египтом и Ираном», - напоминает Момынкулов.
В то же время востоковед сомневается в том, что после этого конфликта группировка ХАМАС сохранит свое влияние в Газе.
Придут на помощь?«Палестинский вопрос для мусульманского мира является чувствительной, болезненной проблемой. Такие страны региона, как Иран, Турция, Катар и Саудовская Аравия время от времени пользуются про-палестинскими лозунгами, чтобы укрепить свое идеологическое положение на Ближнем Востоке. Палестинское дело является романтической игрушкой в руках реакционных политиков, экстремистских сил и авторитарных режимов. Я не думаю, что эскалация палестино-израильского конфликта как-то принесет пользу или облегчит и без того сложную судьбу простых арабов. Наоборот, данная провокация для ультраправых израильских ястребов станет красной тряпкой и нужным поводом для принятия более радикальных и жестких мер против палестинцев. Группировка ХАМАС тем самым, открыла все карты, после чего данное экстремистское движение уже не будет в состоянии предлагать жителям Газы адекватную идею и конструктивную политику», - прогнозирует Жанат Момынкулов.
Историк, директор института геополитических исследований Асылбек Избаиров настроен менее оптимистично. Он опасается, что нынешняя эскалация палестино-израильского противостояния может стать триггером для иных точек напряжения.
«Разгореться могут любые тлеющие сейчас конфликты. К примеру, Китай может, воспользовавшись ситуацией, попытаться «закрыть» вопрос Тайваня, Иран заявил о том, что «накажет» Азербайджан за то, что те воспользовались помощью Израиля в разрешении вопроса Нагорного Карабаха. Хотя, скорее всего, более вероятен конфликт между Ираном и Израилем. Также уже есть информация о нападении на Израиль со стороны Ливана. Кроме того, мне кажется, что столкновением между ХАМАСом и Израилем может перетечь в более масштабный конфликт, в котором будут задействованы многие государства», - делится своими опасениями он.
Асылбек Избаиров напоминает: для мусульман Иерусалим – третий в списке священных городов после Мекки и Медины, сыграть на чувствах верующих и призвать их к джихаду на данной территории – вопрос профессионализма вербовщиков. Историк не исключает того, что поехать помогать «братьям» в освобождении Иерусалима могут в том числе граждане Казахстана.
«Когда-то у нас остро стояла тема Сирии. Часть радикалистских подполий работала на выезд граждан в зону конфликта. Но сейчас вербовка может быть гораздо сильнее и религиозная радикализация будет обостряться. Если конфликт затянется, то среди мусульман всего мира активнее будет подниматься тема освобождения Иерусалима. Возродятся идеи Салах ад-Дин аль Аюби и так далее. В Сирию религиозные радикалы ехали просто на помощь «братьям», но здесь речь может вестись об освобождении третьей по значимости исламской святыни. И, судя по заявлениям Талибана, работа по вербовке уже начинается», - предупреждает он.
Поэтому, как уверен Асылбек Избаиров, все страны мира сейчас должны думать в том числе о том, как защитить своих граждан от религиозной пропаганды. Справляется ли с этой задачей Казахстан – большой вопрос.
«Среди мусульман сейчас большое недовольство решениями казахстанских властей. Прихожане мечетей, которые всегда говорили о том, что истинный мусульманин должен подчиняться решениям государства, сейчас говорят: «Если будет митинг против казахстанских властей, мы не будем вмешиваться». То есть, они не говорят пока о том, что будут против государства, но и на его стороне они тоже выступать не планируют. А все потому, что государство само вгоняет мусульман в искусственно созданное гетто, запрещая ношение религиозной одежды. А гетто – очень мощная питательная среда для радикализма. Необходимо правильно выстраивать линию поведения государства и общества, особенно религиозной его части», - предупреждает он.
Напомним, 7 октября 2023 года Израиль впервые за 50 лет объявил о том, что перешел в состояние войны. МИД Палестины, в свою очередь, заявил о том, что ситуацию спровоцировали «несправедливости и угнетения, которым подвергается палестинский народ».
Между тем, на территории Израиля, по данным казахстанского МИД, могут находиться около 400 человек, на территории сектора Газы – не менее 25. Казахстанцы, живущие в Израиле, рассказали о том, как они пережили эти дни.
Специальный авиарейс из Израиля в Казахстан запланирован на сегодня.