При этом общество не осознает, что контент в социальных сетях может нести угрозу безопасности государства
Социальные сети настолько прочно вошли в жизнь казахстанцев, что границы реальной и цифровой жизни стали размытыми. Контент на просторах интернета абсолютно разнообразен, потому и эффект в жизни людей он привносит разный. Медиааналитик Аскар Джапаров поделился с «Голос народа», о чем пишут и чем интересуются казахстанцы в соцсетях.
Джапаров отмечает, что в казахстанском сегменте социальных сетей чаще встречается именно негативный контент.
«Встречаются и высокохудожественные труды, философские глубокие размышления, отраслевая аналитика, взвешенная экспертная оценка общественных отношений, трезвые взгляды на развитие страны, современная проза и поэзия, предпринимательский опыт, злободневный юмор, яркие примеры этики семейных отношений. Эта часть несет позитивный заряд, но пока еще не составила желаемого большинства. Большинство публикаций - это жалобы, объединяющие людей, желающих немедленного исполнения своих прихотей и транслирующих это требование в социальные медиа. Много критики, язвительной, зачастую матерной», – рассуждает эксперт.
Эксперт обратил внимание на тенденцию транслировать в медиа нищету, неудачу, болезни, в следствие чего формируется иная реальность и аудитория сама жаждет подобного контента.
«Аудитория не скупится на комментарии, обличая всех и вся в своих бедах, пороках и неудачах. Очень редко встречается самокритика, призывы к образованию, самореализации. На этом фоне развелось много ярких популистов, которые искусно манипулируют массами и лепят собственный портрет страдальцев, борцов с режимом и «народных» героев. Их привлекательность основана на предложении решать сиюминутные проблемы здесь и сейчас, что в реальности далеко от практики. Это нельзя назвать истинным лидерством, но многие охотно следуют за популистами, не имея никакого желания лично менять свою жизнь», — считает Аскар Джапаров.
Вместе с тем социальные сети стали платформой для так называемых инфоцыган, за которыми поголовно следуют наши граждане. Таким образом нишу бизнес-образования, которое изначально должно нести пользу, занимает и не самые полезный контент.
«Есть определенные болезни роста и нам придется переболеть ими. Скоро опыт включит массовое критическое мышление. Набитые шишки научат выбирать правильного наставника. Нам необходимо поднимать уровень сознания населения в любом случае», – уверен медианалитик.
Кроме того, сегодня интернет-пространство заняли «целители», «гадалки», лжепсихологи, псевдоэксперты, которые порой транслируют в массы не те ценности.
«Часть наших граждан доверяет им, является постоянной аудиторией и зачастую легко спонсирует мелкими переводами. Этот феномен напрямую связан с кризисом государственных коммуникаций и отсутствием в стране института лидерства. Также это связано с неумением общаться в реальной жизни и общим недоверием друг к другу. Отдельную касту составляют мошенники, вовлекающие население в финансовые пирамиды. Наносимый ими урон уже составляет многие миллиарды тенге. И вот что интересно, по опросам участников, многие были прекрасно осведомлены, что это именно мошеннические схемы, но жажда наживы толкает казахстанцев к вложению средств в них. Все они надеялись подзаработать на следующих участниках и быстро соскочить. Этот удручающий факт», – говорит эксперт.
Аскар Джапаров также отметил, что лидеры мнений в социальных сетях не до конца осознают ответственность за информацию, которую транслируют в массы, тем самым формируя взгляды тысяч, а то и миллионов граждан. По его мнению, ситуация, в которой социальные медиа диктуют повестку происходящего в стране, является угрозой развития государства.