Столичные предприниматели продолжают нести финансовые потери из-за платного парковочного пространства
Владельцы бизнес-центров и торговых домов продолжают нести потери из-за платного парковочного пространства, образованного вокруг их объектов предпринимательства, и жители города испытывают неудобства из-за автомобилей, которыми заставлены открытые дворы. Чтобы решить эту проблему, необходимо внести изменения в проект государственно-частного партнерства, заключенного между акиматом Астаны и частной компанией «Парковочное Пространство Астаны», который, к слову, действует до 2050 года. Решение проблемы кроется не в нанесении разметки голубого цвета и установки паркоматов, которым обошлась частная компания, а в строительстве многоуровневой парковки. В целом, проект ГЧП вызывает массу вопросов у общественности, в особенности, в части прибыли. При этом у госорганов, частного партнера и сторонних бизнесменов совершенно разные данные о том, кто и сколько получает от платных парковок столицы. Подробности читайте в материале «Голос Народа».
О проблеме платных парковок около бизнес и торговых центров заговорили на встрече бизнес-сообщества с акимом столицы Женисом Касымбеком.
Председатель Ассоциации Управляющих и Сервисных компаний QAZPROPERTY Кайрат Кокенов отметил, что бизнес-сообщество столицы совместно с Палатой предпринимателей г. Астаны не раз поднимало вопрос о целесообразности и законности ГЧП проекта по платным парковочным местам. На одной из встреч даже была достигнута договоренность об уменьшении числа платных парковочных мест на 1700 мест, однако до сих пор неясно, реализовано ли это обещание акимата.
«С прошлого года мы не получили от Прокуратуры, Антикора или Комитета по управлению земельными ресурсами ответов о нарушениях в данной сфере. Все они втроем говорили на брифингах, что выявлены нарушения, в которых разбираются, но результатов нет», - сказал Кайрат Кокенов.
Речь идет о нарушениях, выявленных в ходе проведенного государственного контроля КУЗР МСХ РК и Антикоррупционной службой по городу Астана за использованием и охраной земель в отношении платных парковок столицы. Так, по состоянию на 1 ноября 2022 года общее количество земель под платными парковками составляет 536 участков на площади 30,9 га, из них права аренды истекли по 465 земельным участкам. На текущий момент количество оборудованных парковочных мест на вышеуказанных земельных участках составляет около 7 тыс, получается, что 80% платных парковок в столицу взимали плату незаконно.
По словам Кайрата Кокенова нарушения выявила и Прокуратура:
«Я так понимаю, они взяли за основу заключение республиканского центра ГЧП, где было указано, что договор ГЧП была заключен с множеством нарушений», - сказал он.
В целом, по словам председателя Ассоциации, проблема коснулась магазинов у дороги, кафе, ресторанов.
«Это бизнес-центры, торговые центры, возле которые парковочное пространство стало платным, несмотря на то, что данные предприятия готовы были взять его в аренду, оплачивать аренду городу, ввести время эксплуатации этой парковки и предоставлять ее своим посетителям бесплатно, так как это элемент сервиса. Но, к сожалению, мы не были услышаны, и получили то, что получили: ущерб, который сейчас даже сложно оценить», - сетует Кокенов.
Предприниматели подчеркнули, что неоднократно обращались в акимат с просьбой передать в их управление парковочные места, прилегающие к их коммерческим помещениям, в свою очередь бизнес-сообщество взяло бы на себя обязательство по эксплуатации и поддержанию в надлежащем состоянии данных парковок, а также по передаче оплаты за аренду в местный бюджет. Однако в ответ они получают только отписки, с ссылками на утратившие силу законы.
Бизнесмены считают необходимым пересмотреть условия проекта платных парковок с их участием, в противном случае его общественная польза остается под большим сомнением.
По данным Кайрата Кокенова, сейчас «75% дохода уходит частному партнеру, 25% - в акимат».
«Мы заинтересованы в этом как жители Астаны, и как предприниматели, мы готовы вкладывать инвестировать в это. Мы хотим пересмотреть принципы этого ГЧП проекта – нарисовать голубые линии и поставить паркоматы – это не те инвестиции, которые ожидал город, население, когда подписывали этот контракт. В идеале задумка была такой – из одного парковочного места сделать три за счет строительства многоуровневых парковок и создания сервисов. Для этого и создавался этот ГЧП проект», - сказал Кайрат Кокенов.
Руководитель управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Жансултан Сапарбаев сообщил совсем другие цифры по распределению прибыли.
«Все штрафы, которые приходят, они напрямую идут в местный бюджет. Платное парковочное пространство получает только плату за парковку. К примеру, вы оплачиваете 100 тенге за час парковки, из этих 100 тенге – 95 идет в частную компанию, 5 идет в местный бюджет», - сказал он.
По его словам, в данный момент акимат рассматривает вопрос о перераспределении процентов, чтобы государство получало от парковок больше 5%, как минимум 25.
На вопрос, как решить проблему предпринимателей, он ответил, что «есть некоторые бизнес-центры, у которых есть свои шлагбаумы, но там стоимость парковки доходит до 150 тенге, они сами берут. Это сами предприниматели».
При этом полностью от сервиса платных городских парковок в акимате отказываться не хотят.
«Есть хороший пример по городу Москва. Раньше в Москве на 1 и 2 кольце были большие пробки. После того, как там внедрили платные парковки, стоимость парковки на первой линии, если не ошибаюсь, в тенге стоит 2 или 3 тысячи тенге, и у них пробок стало сразу же меньше. Мы также хотим проработать вопрос, мы будем работать с общественностью, чтобы рассмотреть все эти вопросы. У нас на данный момент в городе три главные магистрали – Туран, Кабанбай батыра, Мангилик Ел. Они очень сильно перегружены и в этом году мы этим вопросом вплотную займемся», - сказал Сапарбаев.
Как рассказал нам Кайрат Кокенов, аким Астаны Женис Касымбек в ходе встречи с бизнесменами обмолвился, будто бы столичная администрация все еще думает - как привести парковки в порядок и поделить прибыль от их деятельности. Причем, предложения должны дать не только чиновники, но и частный партнер проекта.
Корреспондент «Голос Народа» обратилась к директору компании «Парковочное пространство Астаны» Чингизу Досыбаеву.
В разговоре по телефону он сообщил, что не имеет представления о каком встречном предложении идет речь и попросил направить в компанию информационный запрос согласно Закону о СМИ.
Напомним, ранее Чингиз Досыбаев сообщил о том, что прибыль с оплаты за парковку идет в основном в карман госорганов.
Вырученные за парковку деньги делятся между государством и частником. По словам Чингиза Досыбаева, 90% доходов от проекта поступает в бюджет государства, который дал земельные участки, а 8% поступает в операционную компанию.