поиск
×
Общество

Смерть ребенка из-за отказа от переливания крови: в Казахстане пора пересмотреть законодательство?

Органы опеки решили не лишать прав родителей в критической ситуации

Назира Аидарбек
03 октября 2023 года в 17:48

Смерть ребенка из-за отказа от переливания крови: в Казахстане пора пересмотреть законодательство?
Фото: Голос народа

Смерть полуторагодовалого малыша в Акмолинской области шокировала весь Казахстан. По сообщениям СМИ, причиной смерти стал отказ родителей ребенка от переливания крови из-за религиозных убеждений. Что на самом деле происходило в реанимационном отделении города Кокшетау? На этот вопрос искала ответ корреспондент «Голоса народа».

В некоторых СМИ появилась информация о том, что родители ребенка до последнего не обращались за медицинской помощью, что в итоге и привело к летальному исходу. Однако заведующая реанимационным отделением, куда поступил мальчик в тяжелом состоянии, Маржан Махашева рассказала, что, кроме разрешения на переливание крови, родители делали всё остальное возможное.

«Ребенок изначально поступил тяжелый. Он с первых дней был на ИВЛ из-за пневмонического сепсиса. Сами по себе родители абсолютно адекватные люди, им 43 года, это их первый ребенок. Они заботились, все лекарства давали, хотя он был непривитый. Обычно, когда такие тяжелые дети поступают, у нас в первый день консилиум создается и, по решению консилиума, мы ставим в известность родителей о состоянии и прогнозах. Мы завели родителей в ординаторскую, все им объяснили, но они такие очень спокойные люди, за 4 дня они ни разу не проявили эмоции. Но они обращались в больницу, давали все выписанные лекарства, хотя в первый день после смерти малыша все написали,будто родители ничего не делали», — поделилась врач.

Семья проживает в Бурабайском районе, где они изначально и обращались за медпомощью. Родители получили все рекомендации и забрали ребенка на домашнее лечение. Утром 24 сентября мальчику стало плохо и его доставили в реанимацию Бурабайского района, после чего и в областной центр.

«Родители всё делали, они не мешали лечению, не препятствовали ничему. Но именно на фоне заражения крови у ребенка развился ДВС-синдром [патологическое состояние, связанное с образованием тромбов в сосудах мелкого и среднего калибра], он начал кровить с желудка, носа. Мы применяли кровоостанавливающие препараты, но из-за обильного кровотечения было решено экстренно провести переливание крови. В первый день мы откапали плазму, остановили кровотечение, не получая согласия родителей, потому что экстренно в день госпитализации мы имеем право делать это по приказу Минздрава. Родители позже возмущались, но мы объяснили, они отнеслись с пониманием», — вспоминает Маржан Махашева.

По словам врача, родители дали согласие на некоторые процедуры, но категорически были против донорства клеток и плазмы. 

«Мы создали комиссию, органы опеки были, уполномоченный по правам детей, управление здравоохранения, человек с ДКНБ был, проводили беседу, но они не согласились. Они сказали, что там чужая жизнь, это у них нельзя. Они говорили использовать альтернативные методы лечения, они имели ввиду препараты железа, которые используются при хронической анемии. А у нас острая анемия, если у ребенка кровит, ты же не будешь использовать препарат, которые действует через неделю. Родители каждый день столько литературы приносили, давали телефоны врачей зарубежных, советоваться с ними предлагали. Но разве эти врачи завтра будут ответственность нести, у меня есть свои протоколы Минздрава», — поделилась доктор.

Одним из возможных решений в экстренной ситуации могло стать временное лишение прав родителей, однако конференция с участием органов опеки Бурабайского района результата не дала. По словам Маржан Махашевой, адвокат семьи был настроен решительно, приводил в пример случаи применения альтернативных методов лечения.  При этом заведующая реанимационного отделения акцентировала внимание на том, что согласие родители на переваливание крови не гарантировало бы спасение жизни ребенка, это был лишь один из шансов на спасение.

По словам акмолинского уполномоченного по правам ребенка Асем Асаиновой, после поступления ребенка в больницу было проведено заседание межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних, где убедить родителей в проведении необходимых процедур не удалось.

«Они предоставили письменную расписку об ответственности за жизнь ребёнка. Мною, как Уполномоченным по правам ребенка Акмолинской области было составлено и направлено заявление ОП Бурабайского района с просьбой привлечь родителей несовершеннолетнего к ответственности в связи с угрозой жизни и здоровью ребенка, также был составлен иск в Специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних Акмолинской области об ограничении родительских прав. Системная работа велась всеми органами, но на судебный процесс по лишению прав времени не было. С учётом всех осложнений и усугубившегося состояния, ребенок скончался в реанимационном отделении больницы», — сообщила Асаинова.

Отметим, что религиозные взгляды не впервые становятся причиной смерти невинных детей. По словам теологов, подобные печальные случаи с переливанием крови в Казахстане часто фиксировались в 90-х, 00-х годов, последний произошёл в 2016 году

«При этом не было зафиксировано ни одного случая, когда родителей привлекали к ответственности за смерть детей, что по сути неправильно в корне, ведь они осознают сложность ситуации, что их отказ ведет к смерти их детей и наше законодательство четко не регулирует подобные процессы, ведь оно не должно допускать смерти своих маленьких граждан

Для этого нужно совершенствовать текущее законодательство в сфере здоровья, в части ужесточения пунктов о лишении родительских прав в случае преднамеренного отказа родителей помочь своему ребенку по религиозным мотивам. Лишение прав родителей позволит медицинским работникам самостоятельно принимать решение по спасению таких незащищенных пациентов и тогда, возможно, подобные смерти прекратятся в практике», — рассуждает теолог.

Так как в данной ситуации возникает вопрос внесения изменения в законодательство, мы обратились за комментарием к депутату мажилиса Гульдаре Нурымовой, которая при этом является кандидатом медицинских наук.

«По мнению приверженцев некоторых религиозных течений, кровь является священной и в ней находится душа человека.  Если окончательное решение об отказе принято дееспособным родителем, то врачи должны использовать альтернативные методы лечения, имеющиеся в распоряжении современной медицины, но в данном случае видимо все возможные методы были исчерпаны и оставалось использовать только переливание крови.

Мы живем в правовом государстве и, видимо, настало время рассматривать вопрос в судебном порядке об ответственности родителей перед ребенком и за его жизнь, вне зависимости к какой религиозной секте они принадлежат.  Если бы этого ребенка убил по каким-то причинам посторонний человек, то его бы судили, привлекли к ответственности, а почему не привлекают к ответственности родителей, которые сознательно отказались от последней надежды на спасение жизни, лишили права ребенка на жизнь?» — вопрошает народная избранница.

Новости партнеров

Вам будет интересно