Что мешает провести воду в дом к каждому казахстанцу и как эту проблему решают власти?
Одна из задач, которая стоит перед чиновниками на ближайшие два года – обеспечить абсолютно всех казахстанцев чистой питьевой водой. Впрочем, цель не новая, денег на нее выделялось много и ранее. Однако, водопровод до сих пор есть не у всех жителей нашей страны. Как предполагают эксперты, и не будет. Поэтому правительству необходимо дать ответ на фундаментальный вопрос: оно хочет обеспечить доступ к воде или обеспеченность водой? Если второе, то сначала необходимо модернизировать жилищный фонд и поднять уровень доходов граждан. Об этом говорили на встрече в Институте экономических исследований по теме «Чистая вода – обеспечение доступности и безопасности». «Голос народа» выслушал мнения экспертов
Выбирают колонкуВ кулуарах обсуждения главный специалист отдела водоснабжения и ливневой канализации управления топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Астаны Ирина Першина отметила, что эффективность госпрограмм по воде ограничена.
«В какой-то момент, когда разрабатываем программы, мы видим итог, который должен быть, но не прослеживаем логическую цепочку, как должна эффективно реализовываться программа.
Когда говорят о 100%-ной обеспеченности водой, на самом деле этого не будет. Потому что здесь много факторов, и первый - техническое состояние жилого фонда. Что такое обеспеченность? - Когда вы открываете кран и из него течет вода. Если у меня дом саманный, насыпной, нет фундамента, как туда завести воду? – Никак. Соответственно, вы будете пользоваться водой с водоразборной колонки. При этом доступ к питьевой воде у вас есть – вы же не техническую воду качаете через колонку», - сказала в разговоре с аналитиком «Голоса народа» специалист.
Поэтому, когда мы говорим об эффективности программ и конечных критериев, то нужно четко понимать: мы хотим обеспечить доступ к воде или обеспеченность водой, подчеркнула она.
«Когда хотим обеспеченность, то сначала жилищный фонд модернизируйте, дайте нам коридоры, где можно сети проложить. Дайте людям финансовую составляющую, чтобы они могли провести воду. По СНиПам воду проводят до границ земельных участков, дальше собственник дома должен завести воду сам. Не всем это позволяют средства. Глубина залегания труб очень большая, и для проведения воды нужны хорошие финансовые вложения», - отметила Першина.
Так, на 100 метров водопроводной трубы диаметром минимум 25 мм на частный дом с учетом всех сопутствующих работ нужно от полумиллиона тенге и выше.
Сначала повысьте благосостояние людей«Не каждый может себе позволить такие затраты. Кроме того, трубу нужно обслуживать, дезинфицировать, иначе он лопнет, загрязнится и станет источником опасности. И когда мы говорим людям про дальнейшее обслуживание, они говорят: «Зачем нам это нужно - лучше схожу на колонку», - рассказала собеседница.
В целом специалист оценивает водные программы как актуальные и соответствующие развитию городов.
«При этом надо признать, что, не завершив одну программу, мы начинаем другую. Сейчас все госпрограммы «Нурлы жер», «Ак булак», программы развития территорий и другие перешли в национальный проект «Сильные регионы - драйверы развития страны». Насколько он будет жизнеспособен, покажет время, но мы работаем, строим, получаем гарантированное финансирование, может, где-то не в полном объеме, однако реализация проектов идет. По-другому мы просто не построим сети, не модернизируем, не реконструируем, поскольку эксплуатирующим предприятиям не потянуть эту работу», - сказала специалист.
Она констатировала, что в госпрограммах по водообеспечению акцент делается на городах.
Лидеры и аутсайдеры«В результате идет отток сельских жителей. А строить системы водообеспечения в селах - это очень затратный метод. На юге чуть дешевле, на севере очень дорого. Причем основной объем затрат уйдет не столько на прокладку трубы, сколько на сопутствующие работы. Понятно, что государство должно будет пойти на это, но произойдет это постепенно, когда улучшим финансовое состояние наших людей», - считает Ирина Першина.
Руководитель управления водоснабжения и водоотведения Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства министерства промышленности и строительства Нұрсұлтан Керемқұлов в ходе обсуждения напомнил, что за питьевое водоснабжение в стране ответственны несколько госорганов.
Его министерство отвечает за строительство и реконструкцию систем водоснабжения в пределах населенных пунктов. За пределами – вотчина комитета водных ресурсов министерства водных ресурсов и ирригации. За качество воды отвечает минздрав, за поливную воду – минсельхоз.
«Сейчас обсуждается вопрос консолидации всех функций по питьевому водоснабжению в одном органе, эта тема поднимается десятилетиями. Каковы итоги 2022 года? Доступ к питьевой воде имеет 94,8 % сельского и 98,4% городского населения. Для исполнения поручений главы государства по 100%-ному обеспечению водой до 2025 года с акиматами мы разработали поэтапный план по обеспечению всех населенных пунктов», - сказал чиновник.
По его данным, из 89 городских населенных пунктов 64 имеют 100%-ный доступ к воде. Оставшиеся обеспечат водой до конца 2025 года.
«Из 6 295 сел обеспечено водой 4 900. Оставшиеся также получат воду до 2025 года. В 432 селах планируется построить централизованную систему водоснабжения, в оставшихся, где проживает менее 200 человек, будут установлены комплексные блок-модули по очистке воды за счет местного бюджета. Планы текущего года – за счет Республиканского бюджета по сельскому водоснабжению выделено 113 млрд тенге. По итогам года планируем 150 сел обеспечить централизованным водоснабжением, реконструировать 2 тыс. км сетей водоснабжения», - сообщил Нұрсұлтан Керемқұлов.
Среди проблемных вопросов он назвал отсутствие в более чем 600 селах специализированных предприятий по обслуживанию водопроводных систем.
«Они находятся на балансе акимата либо у предприятий, не имеющих специалистов и техники. В итоге это приводит к быстрому износу сетей и выделению дополнительных бюджетных средств на их реконструкцию. В рамках Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2029 года акиматы за счет местных бюджетов должны выделить средства для обеспечения данных сел спецпредприятиями по водообслуживанию.
Со следующего года мы также планируем начать автоматизацию и цифровизацию систем водоснабжения и водоотведения за счет Республиканского бюджета, на что предусмотрено 25 млрд тенге, сначала проведем работу в крупных городах», - рассказал представитель профильного министерства.
Заместитель директора Центра качества жизни Института экономических исследований Айтжан Мейрембаев тем временем сообщил, что три региона страны являются антилидерами по доступу населения к услугам водоснабжения. Это СКО, Акмолинская и Костанайская области. А первыми в этом списке стоят Мангистауская, Атырауская и Алматинская области. По уровню износа водопроводных сетей аутсайдеры Алматинская, Кызылординская область и ВКО.