Что мешает развитию туристской отрасли в Казахстане
Как выяснила аудиторская проверка, из 22 видов туризма в Казахстане развиваются всего четыре направления. При этом, качество оказываемых услуг не соответствует ожиданиям и приводит к оттоку иностранных туристов, передает «Голос народа» со ссылкой на сайт Высшей аудиторской палаты.
Подведены итоги госаудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных АО «НК «Kazakh Tourism» на реализацию задач по продвижению казахстанского туризма.
В ходе аудита возмещено в бюджет 88 млн тенге, восстановлено в доход предприятия 1,3 млн тенге, за неэффективное планирование и использование бюджетных средств, на вице-министра министерства туризма и спорта РК составлены два административных протокола по 234-1 Кодекса об административных правонарушениях.
«Итоги аудита показали наличие отдельных системных недостатков и нарушений, влияющих на развитие туристской отрасли Казахстана, а также на эффективность деятельности акционерного общества.
Многократная передача реализации государственной политики в сфере туристской деятельности в различные министерства и ведомства (8 раз за 20 лет) привели к отсутствию системности и преемственности в развитии туристской отрасли», ‒ считают в ведомстве.
Из 22 видов направлений туризма, предусмотренных законом «О туристской деятельности», развиваются всего четыре направления, на которые приходятся 80% туристических объектов. Это:
Итоги аудита показали, какие основные причины являются сдерживающими развитие отрасли.
Первое. Отсутствие региональной координации между министерством и местными исполнительными органами (в 15 регионах отсутствуют профильные управления, осуществляющие координацию в сфере туризма).
Так в связи с недостаточной информированностью субъектов туристического бизнеса, меры государственной поддержки туристской отрасли остались не востребованы и не оказали эффекта на развитие отрасли.
В бюджете 2022 года, на эти цели было предусмотрено 402,0 млн тенге, из которых освоено всего 85,8 млн тенге (21,3%), в том числе:
Второе. Отсутствие системного контроля со стороны государственных органов за соблюдением стандартов субъектами, оказывающими туристические услуги. На сегодняшний день, принято более 90 стандартов в сфере туризма, при этом, соблюдение данных стандартов не контролируется.
Как следствие, качество оказываемых туристических услуг не соответствует ожиданиям и приводит к оттоку иностранных туристов.
Третье. Недостаточность развития гостиничной туристской инфраструктуры (в 2022 году наличие мест размещения ‒ 3 970, из них 130 мест размещения (3,3%) с категорией, в том числе в курортных зонах 52 категорированных места размещения) порождает необоснованно высокие цены на проживание.
Четвертое. Слабый уровень интернета и цифровизации туристских услуг (объектов подключенных к интернету ‒ 76,2%, интегрированных в международные системы интернет-бронирования ‒ 22,6%).
«Отсутствие возможности удаленного бронирования и оплаты, не позволяет туристу ознакомиться с условиями проживания и планировать маршрут путешествия», – отметили в Аудиторской палате.
В целом, по результатам государственного аудита установлены нарушения и недостатки на общую сумму 1 558,6 млн тенге, в том числе:
В целях своевременного реагирования, профилактики и недопущения нарушений бюджетного и иного законодательства, устранения системных издержек, даны рекомендации правительству РК, а также, поручения министерству культуры и спорта, министерству экологии и природных ресурсов и АО «НК «Kazakh Tourism».