поиск
×
Казахстан

Резервации для наркозависимых, или чего добиваются МВД и Минздрав?

 Обязательная проверка казахстанцев на наркозависимость – это нарушение прав человека и вторжение в его частную жизнь

Назгуль Абжекенова
17 марта 2023 года в 08:52

Резервации для наркозависимых, или чего добиваются МВД и Минздрав?
Коллаж: Голос народа

В этом уверены правозащитники и профильные специалисты. «Голос народа» разбирался, откуда растут «ноги» очередной инициативы МВД, и к чему это может привести.

Выявили – что дальше?

Генеральный директор Центра помощи «Свободные люди» Антон Гордеев предполагает, что МВД, от которого ждут более результативной работы в борьбе с наркопреступностью, не придумал ничего «лучше», чем предложить массовый скрининг на наркозависимость.

«В России тоже такая тема была - до пандемии еще. Инициативу задавили, потому что она нарушает права человека. И коррупция будет расти как на дрожжах. Представим, что наркозависимых выявили - что дальше, каков дальнейший план действий? Человеку будут жизнь портить? Договорились ли они с наркоцентрами, кроме Павлодарского, который и так загружен, о том, что будут делать с выявленными?» - задается резонным вопросом Гордеев. 

Сам он в прошлом также был зависимым, после занимался реабилитацией других, работал в государственных и частных наркодиспансерах и центрах России, Украины, Индонезии. И вот уже 10-й год продолжает работу в Алматы.

Мы утончили у главы Центра помощи, известна ли ему достоверная статистика по наркозависимым в стране. Напомним, на днях вице-министр здравоохранения сообщил о более чем 108 тысяч нарко- и алкозависимых казахстанцах. Следом премьер-министр заявил о сложной ситуации с распространением наркотиков.

«Точных исследований в стране нет. Цифры подгоняются под ситуацию в стране, когда надо продвинуть какой-то закон. Так делается не только у нас, но и в Америке и других государствах. Это политическая тема, на самом деле», - отмечает Гордеев.

Мы не справляемся

Начинать надо с того, что всех наркозависимых не выявят, потому что это невозможно, отмечает директор Центра помощи.

«И как отличать зависимых от тех, кто пробовал, но не продолжил? Кто будет работать с семьями, потому что зависимость – это семейная проблема? Где на это ресурсы брать?» - задает резонные вопросы собеседник.

Он откровенно рассказал нам: его клиника сейчас «забита» пациентами, с различными зависимостями: алкогольной, наркотической и игроманией.

«Найти толкового специалиста, чтобы усилить состав, - большая проблема, даже с учетом того, что после мобилизации из РФ в Казахстан переехало много врачей. Даже с этим ресурсом мы не справляемся», - признается Андрей.

«Я знаю, что никто с этим (наркозависимостью) работать в таких масштабах не сможет. Если только делать резервации в городах-призраках, доставшихся нам со времен СССР, и туда всех сгонять».

Для запуска и полноценной системы работы с зависимыми минздраву необходимо 15-20 лет, считает Гордеев.

«Это обучение, выращивание кадров, стажировки, регулярные супервизии. Мы реализовываем все это на базе своей клиники, поэтому даем результат. Но у нас 21 койка. Я как-то считал, сколько стоит открыть аналогичные центры в 3 городах: Алматы, Шымкент и Астана. Насчитал 670 тысяч долларов, включая закуп мебели, транспорта, аренду зданий, выплату зарплата сотрудникам в течение полугода и их обучение» - рассказывает собеседник.

А разницу – в карман

Кандидат медицинских наук, врач высшей категории, психиатр-нарколог, правозащитник Сергей Молчанов однозначно против скринингов в учебных заведениях.

 «Когда я работал в республиканском центре медико-социальных проблем наркомании в 2001 году, мы приезжали в вузы и проводили всеобщий скрининг студентов. Молодые люди относятся к ним отрицательно, и я понимаю их недоверие. Кроме того, эти тест-полоски очень дорогие - уже тогда они стоили 1,5 тысячи тенге на выявление употребления 3-5 наркотиков. Хорошая возможность списывать деньги: проверить по факту 100 детей, а сказать, что 1000. Разницу положить в карман», - объясняет он свою позицию.

При этом, как подчеркивает врач, опытный нарколог и без тестов может определить состояние опьянения. В некоторых случаях – даже точно назвать вещество.

В целом инициативу МВД по повальному обследованию на наркозависимость Молчанов расценивает как тенденцию к закручиванию гаек.

«Наши силовые структуры умеют делать хорошо только это. Что-то позитивное, доброе как-то у них тяжело получается. Как мне сказал генерал МВД: «Мы же карательный орган». Вся беда наших силовых структур в том, что они возомнили себя карателями, но никак не защитниками», - отмечает врач-правозащитник.

Вторжение в частную жизнь

Юрист, независимый консультант в области прав человека Татьяна Чернобиль акцентирует внимание на том, что предложение МВД в случае его законодательного введения чревато нарушением прав человека на частную жизнь и на свободу от унижающего достоинство обращения, когда у школьников, непонятно на каких основаниях, будут забирать биоматериал на выявление употребления наркотиков.

«Непонятно, это будут делать со всеми или определенными детьми. Само такое подозрение уже может оскорблять, особенно, если тебя заставляют сдать кровь или другой биоматериал - а это уже грубое и, получается, насильственное вторжение в пределы физической автономии человека.

Очень напоминает полицейские отработки или рейды, когда без предупреждения все оказываются в поле зрения полиции, то есть все или определенные группы людей (например, просто все старшеклассники) становятся подозреваемыми в чем-то противоправном, без права отказаться и права на защиту. Любые ограничения прав человека всегда должны быть строго обоснованными, необходимыми и адекватными. По школьникам еще непонятно - в случае выявления употребления, будет ли им предложена какая-то помощь, а это очень важно», - говорит эксперт.

Директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис в свою очередь констатирует: мы продолжаем иметь дело с полицейским государством.

«Есть легитимные цели ограничения прав человека, в том числе права на частную жизнь, и в случае с предложением МВД об обязательном наркообследовании оно нарушается. Видимо, граждан будут полупринудительно подвергать скринингу и выявлять наркозависимых. Несложно понять, что большая часть тех, кого будут провеять, наркозависимым не является. Но в их частную жизнь вторгнутся, отвлекут их время.

Есть легитимные цели, для которых ограничение прав человека может быть – для защиты прав и свобод других людей, для охраны нацбезопасности, общественного порядка, здоровья, морали и нравственности населения. Где-то обязательный скрининг подпадает под легитимную цель, связанную с последним пунктом. При этом любое ограничение должно быть пропорциональным и разумным», - отмечает правозащитник.

Каждый под подозрением

Много лет назад в ходе дискуссии по поводу очередной идеи МВД он привел пример: если силовики хотят бороться с кражами, то могут провести обыски в домах всех граждан.

«И где-то найти краденое имущество, и привлечь к ответственности тех, у кого его найдут. Но МВД этого не делает, потому что это нарушает права всех граждан. Да, бороться с наркотиками нужно, но у нас борются не с причинами, а со следствием. И при этом предлагают норму, которая в очередной раз нарушает права огромно количества граждан, в том числе детей.

У правоохранительных органов достаточно инструментария для выявления наркозависимых другими средствами, а не массовым скринингом всего населения. Это идеи классического полицейского государства, когда  любые проблемы решаются двумя способами: всех под колпак и усилить наказание. Но это не контроль - это иллюзия контроля, потому что с нашей системой, коррупцией и прочим нет никаких гарантий, что скрининг даст результат», - уверен Жовтис.

По мнению правозащитника, в случае принятия инициативы МВД и понимания, какие последствия она несет в правовом смысле, нужно будет поднимать кампании, обращаться в Конституционный суд с вопросом о разумности и законности этой меры.

«Есть понятие разумности и пропорциональности в действиях. Это написано в законе о НПА и Конституции, статья 39 которой гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». Об этом же говорит и Международный пакт о гражданских и политических правах», - подчеркивает правозащитник.

Вас самих проверить надо

В завершение разговора на наш вопрос, на что он проверил бы самих полицейских, Евгений Александрович сказал:

«Прежде всего - как они соблюдают действующее законодательство и на склонность к коррупции. На детекторе лжи, применить постановочные ситуации, и проверить каждого полицейского, не выборочно. Они обидятся – мол, мы не все такие. Правильно – и граждане не все наркозависимые».

Он привел пример: казахстанская полиция считает нормальным задержать человека, например, на митингах.

«И при отсутствии доказательств в противоправных действиях привести в полицейский участок, непонятно в каком статусе заставить написать какую-то бумагу, которой нет в процессуальном законодательстве, под названием объяснительная. Три часа держать человека для установления личности, а потом без протокола отпустить.

Хотя УПК говорит - фактически задержание начинается с минуты, когда вы не можете действовать по своему выбору. И задерживать человека стражи правопорядка имеют право только в случае, если есть основания полагать, что он готовится совершить, совершает или уже совершил правонарушение.

Но это нужно доказать, придать лицу статус, оформить. При этом у каждого гражданина должна быть возможность обратиться в суд и вышестоящие органы, чтобы наказать полицейского, который необоснованно остановил его на улице. У нас этого нет», - констатировал правозащитник.

Напомним, министр внутренних дел РК поддержал инициативу минздрава ввести обязательную проверку казахстанцев на наркозависимость.

 

Новости партнеров

Вам будет интересно