поиск
×
Аналитика

Казахстан четко и планомерно отстаивает свою позицию на всех уровнях дискуссии - эксперты о саммите «Центральная Азия - США»

На фоне саммита «С5 + 1», который прошел в конце сентября в Нью-Йорке, единство Центральной Азии стало еще очевиднее

 

Назгуль Абжекенова
01 октября 2023 года в 14:02

Казахстан четко и планомерно отстаивает свою позицию на всех уровнях дискуссии - эксперты о саммите «Центральная Азия - США»
Коллаж: Голос народа

В последние годы, особенно на фоне конфликта России и Украины а также экономического противостояния США и Китая, наблюдается повышенный интерес мирового сообщества к странам Центральной Азии. Апогеем этой тенденции можно считать саммит «Центральная Азия – США», в формате «С5 + 1», на котором за круглым столом впервые встретились президенты всех центральноазиатских стран и США. Аналитик «Голоса народа» узнал, какие месседжи считывают эксперты во встрече лидеров региона с американским коллегой.  

Чего хочет Вашингтон

Гендиректор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева отмечает: в ходе выступления на саммите «Центральная Азия – США» президент Казахстана продвигал в первую очередь национальную политическую повестку, хотя от мировых политиков был несколько иной запрос.

«В свете новых геополитических реалий это представляется интересным. Я сейчас говорю не только о войне между РФ и Украиной, но и о сложных взаимоотношениях Китая с западными странами, ЕС, о набирающей обороты торговой войне.

Центральная Азия находится между крупными конкурентами, оппонентами США. И Вашингтон, видимо, решил обсудить позицию стран региона в отношении новой геополитической ситуации: какие перспективы видят, какую стратегию хотят выбрать, в какую сторону больше склоняются», - отмечает собеседница.  

С точки зрения лидерства в Центральной Азии Казахстану не стоит играть в эту игру, уверена политолог.

«Мы уже играли в эту игру в период правления Назарбаева. Это ни к чему хорошему не приводит. Если говорим о центральноазиатских региональных взаимоотношениях и сотрудничестве, то должны исходить из равноправных отношений - во-первых. Во-вторых, все вопросы региона мы должны решать с центральноазиатскими странами, не включая сюда какую-либо крупную державу, будь то США, РФ, КНР или Турция. Все взаимоотношения внутри региона мы должны решать сами», - подчеркивает Толганай Умбеталиева. 

Сможем ли мы стать переговорной площадкой, посредником между мировыми гегемонами? Эксперт сомневается, что у региона есть такой вес и возможности.

«У США много других возможностей и ресурсов. Это сильная влиятельная страна, и вряд ли ей нужен посредник, чтобы решать дипломатические, политические и экономические вопросы со своими конкурентами - РФ и КНР. Не думаю, что Центральная Азия в этом плане интересна Штатам», - продолжает эксперт. 

При этом, как она уже отмечала, Вашингтону регион интересен с точки зрения того, в каком направлении хотят двигаться сами страны региона. 

« И те политические реформы, которые сейчас происходят в Казахстане, дают надежду, что мы будем двигаться в сторону демократии. И это, на мой взгляд, сильный посыл международному сообществу, который оно захочет поддержать с тем, чтобы эти реформы носили не косметический характер, а приобрели устойчивый тренд, имели глубокий подход и долгосрочную перспективу», - считает политолог. 

Про форматы и перетягивание одеяла 

Эксперт по исследованиям Азиатского региона КИСИ (Казахстанский институт стратегических исследований) Булат Ауелбаев, комментируя проходящие в Штатах события, акцентирует: в ядре всех отношений лежит прагматичный интерес, а не попытки перетянуть одеяло - в данном случае центральноазиатское - от Китая или России. 

 «До войны в Украине никто против РФ не выступал, хотя там была масса нарушений прав человека, в том числе дело Магнитского, Грузия и так далее. Но все закрывали на это глаза, потому что Россия выступала важным субъектом международных отношений, поставляла газ и технологии.

Сейчас происходит переформатирование, и в основном пропаганда, особенно российская, говорит, что Россию хотят ослабить. Но миру на самом деле нужны ресурсы, мир развивается по своей логике, и важна каждая страна», - отмечает эксперт. 

Также он напоминает, что предложенный формат С5 + 1, якобы сформулированный Америкой, еще в 2008-м впервые предложила Южная Корея, потом была Япония.

«И лишь после эстафету подхватили другие страны под разными брендами. «С5+1» эволюционировала, и сегодня это формат переговоров крупнейших государств, действующих или нарождающихся центров силы с другими игроками», - говорит Ауелбаев. 

США - наиболее влиятельная в экономическом, финансовом и промышленном плане страна, наиболее сильный субъект мировой политики, продолжает он.

«Но если раньше саммит С5 +1 проходил на уровне министров иностранных дел, то в этот раз он он прошел на высшем уровне с участием глав государств. Это символично. Предшественники Байдена, определяющие внешнюю политику США, до сегодняшнего дня никак не обозначали свое отношение к данному формату и встречались отдельно с коллегами из других стран, исходя из конкретной прагматики и лоббирования определенных групп конгрессменов в регионе. 

А в данном случае мы наблюдаем уже оформленный политический формат наших отношений с США. И выход на этот уровень сулит нам реализацию прагматичных интересов», - полагает аналитик. 

В частности, Казахстан может ожидать отмены поправок Джексона-Вэника, принятых Конгрессом США в 1974 году. Поправка 1974 года к Закону о торговле США ограничивает торговлю со странами, препятствующими эмиграции и нарушающими другие права человека. В мае в Конгрессе США представили законопроект по отмене данной поправки для РК. 

«Как центр силы, президент может влиять на Конгресс, и этот законодательный акт может быть отменен в отношении нас. Это открывает нам технологические двери для различных производств. Компаниям, которые хотели бы разместить инвестиции в регионе, мешают именно эти поправки.  

Будем надеяться, что формат «С5 + 1» на высшем уровне будет катализатором для новых отношений между США и Центральной Азией», - говорит политолог. 

Географию не отменишь 

Булат Ауелбаев констатирует: США сейчас видят Центральную Азию единым регионом.

«Раньше, когда формат С5 + 1 только формировался, в ЕС задавались вопросом, что это за регион. Мол, у всех государств разные политические модели - от Кыргызстана до Туркменистана - по отношению к централизации власти, у каждого своя структура экономики.

Но нам важно, чтобы в мире нас видели целым регионом – так будет проще вырабатывать консолидированную политику по отношению к мировым событиям, с одной стороны. С другой стороны, крупные государства и корпорации будут видеть общий региональный рынок, а это 70 млн. человек», - подчеркивает эксперт КИСИ. 

Казахстан со своими неполными 20 млн. населения из поля зрения крупных компаний мог выпадать, поскольку для корпораций это маленький рынок. 

«Иными словами, происходящая сейчас регионализация становится важным процессом, и то, что внешние силы, в том США, определяют нас единым регионом, это положительный факт.

При этом подчеркну, что отношения «С5 + 1» не являются противопоставлением США и РФ. И американские, и наши политики понимают: географию нельзя отменить.

Крупные державы в любом случае будут влиять на Центральноазиатский регион, и в данном случае США встраивается в этот процесс. И, нужно отдать им должное, делают они это достаточно умело», - считает политолог. 

Сырьевой плюрализм и облачные технологии 

Финансист Расул Рысмамбетов в свою очередь выделил для себя, что в ходе рабочего визита в США президент РК встретился с крупнейшей горнорудной компанией Rio Tinto, медицинским подразделением General Elcectric Healthcare, Amazon. 

Кроме того, Токаев предложил создать региональный хаб для Центральной Азии и Афганистана по ЦУР ООН. 

«С Amazon нам нужно сотрудничать, это крупнейшая в мире компания по логистике. Думаю, после визита президента начнутся проекты по программному обеспечению и облачным данным. Насколько я знаю, в Казахстане имеется дефицит дата-центров - центров обработки данных (ЦОД) не хватает. Нужны большие инвестиции.

Несмотря на то, что есть частные компании и  Казахтелеком, ЦОДам не достает мощностей для хранения и обработки видео- и фотоинформации.

Часто для обработки  данные или видеоизображения из Алматы приходится везти на жестких дисках в Астану. С усложнением экономики нужно больше ЦОДов», - говорит эксперт.

Rio Tinto уже работает на рынке Казахстана, теперь расширяет деятельность, продолжает он. 

«Объемы их работ в республике маловаты для такой большой компании. И сейчас, когда им разрешают заходить в традиционные казахстанские сферы (медь), которые были вотчиной «Казахмыса» и «KAZ Minerals», это большой знак, что у нас теперь будет сырьевой плюрализм», - говорит Расул Рысмамбетов. 

Что касается GE Healthcare, то Казахстану компания может быть полезна в части реализации цифровых решений в медицине, считает аналитик. 

«Мы пытаемся развивать теле- и цифровую медицину, есть несколько отечественных инициативных групп, но у них не получается выстроить нормальный диалог с минздравом. Посмотрим, будут ли заводить иностранцев с готовыми решениями», - добавил собеседник. 

Напомним, в сентябре в Нью-Йорке состоялся первый саммит формата «Центральная Азия - США» («С5+1») на уровне лидеров США и 5 Центральноазиатских стран - Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Визит Касым-Жомарта Токаев включает выступление с речью на общих дебатах 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, участие в саммите «С5+1» и встречи с руководителями компаний, базирующихся в США. 

Новости партнеров

Вам будет интересно