поиск
×
Экономика и Бизнес

Досаев лучше Акишева и Келимбетова? При ком Нацфонд получал больше доходов

По итогам 2021 Нацфонд впервые за несколько лет вместо доходов показал убытки. Что будет в отчете за 2022 год?

Эльдар Аланов
14 марта 2023 года в 19:36

Досаев лучше Акишева и Келимбетова? При ком Нацфонд получал больше доходов

С этого года часть доходов Нацфонда будет перечисляться на счета казахстанских детей. Поэтому интерес к государственной «заначке» для каждого казахстанца стал личным. «Голос народа» узнал сколько денег сейчас имеется в Нацфонде, кто из председателей Нацбанка работал лучше других над его сохранением и в каких ценных бумагах хранятся деньги будущих поколений. 

К концу 2022 года по данным Минфина РК, рыночная стоимость портфеля Национального фонда составила 57 904,65 млн. долларов США, в том числе валютного портфеля – 55 739,47 млн. Деньги будущих поколений хранятся в основном в долларах: 96,26% всех сбережений.

При этом портфель Нацфонда делится на стабилизационную и сберегательную части.

Сберегательная часть – это, по сути, то, что достанется нашим детям. Поэтому этот портфель состоит почти на 35% из государственных облигаций развитых стран, на 21% - из гособлигаций стран развивающихся, на 10% - из корпоративных облигаций, на 30% из акций развитых стран и почти на 5% из золота.

Как правило, это все достаточно стабильные и выгодные инвестиции, но пустить их быстро в дело не получится.

Поэтому для ежегодных трансфертов в бюджет и других неотложных трат Кабмина существует стабилизационная часть Нацфонда.

Активы стабилизационного портфеля, в основном, инвестированы в краткосрочные высоконадежные государственные ценные бумаги развитых стран с фиксированным доходом.

Мы писали о том, что за 10 лет из этой части Нацфонда было вытащено почти 23 млрд тенге. Редакция «Голос народа» попыталась выяснить в пресс-службе Нацбанка – куда конкретно пошли эти деньги? Однако точных статей расхода нам не обозначали, однако дали подробную разбивку трат по годам.

Согласно информации Нацбанка, за последние годы больше всего трат пришлось на 2020 год. Тогда из Нацфонда было взято более 4,7 трлн тенге. Но, что примечательно, все эти суммы пошли в рамках гарантированного трансферта. И более того – в последние годы объемы целевых трансфертов, которые обычно идут на какие-то масштабные страновые проекты, на достаточно низком уровне. В то время как гарантированный трансферт увеличивается.

И, судя по всему, тратим мы уже больше, чем зарабатываем. Для сравнения: согласно отчету Нацбанка за 2021 год, в том году Нацфон пополнился на 2,6 трлн тенге – в основном за счет поступлений нефтедолларов. Но изъято на нужды из «кубышки» было почти в два раза больше – 4,5 трлн тенге.

Отдельно мы попросили рассказать о доходности Нацфонда. И выяснилась интересная закономерность. Когда председателем Нацбанка был Кайрат Келимбетов, доходы Нацфонда постепенно снижались и ушли до -2,44% доходности в 2015 году. В 2015 году главным банкиром страны стал Данияр Акишев. При нем доходность сначала росла и выросла до рекордных за последние 10 лет 7,61% в 2017 году. На следующий год, она, правда, резко упала до -2,64%. Это, к слову, тоже рекорд последнего десятилетия. Во всяком случае – пока.

А вот во времена правления Ерболата Досаева Нацбанк, кажется, стал более стабильно и эффективно управлять деньгами будущих поколений.

Впрочем, у пресс-службы нашего главного фининститута есть иное объяснение этим качелям:

«В период с 2013 по 2018 года инвестиционная доходность Национального фонда формировалась на основе консервативной аллокации сберегательного портфеля с долей облигаций развитых стран в размере 80% и акций 20%. В целях повышения долгосрочной доходности активов с 2019 года был начат переход на новую сбалансированную стратегическую аллокацию, построенную на принципе долгосрочного инвестирования и переход к которой завершен в 2022 году. Таким образом, с 2019 года расширялись источники формирования инвестиционного дохода за счет диверсификации и увеличения доли более доходных классов активов, таких как акции, облигации развивающихся рынков и корпоративные облигации», - рассказали нам в пресс-службе Национального банка РК.

При этом какую доходность показал Нацфонд по итогам 2022 года пока никто не говорит. Но, судя по всему, нас ждут новые антирекорды. Во всяком случае такой вывод можно сделать из официального ответа пресс-службы на наш запрос.

«Ввиду одновременного обвала всех классов активов на мировых финансовых рынках в 2022 году, большинство фондов в мире показали значительные убытки. Так, основными причинами массового спада на рынках капитала явились высокая инфляция, экономические и геополитические шоки и как следствие ужесточение денежно-кредитной политики ФРС США и других центральных банков развитых стран. Все это привело к снижению цен по финансовым инструментам, падению рынка акций, укреплению доллара США», - написали нам из Нацбанка.

И, в качестве примера, привели данные об убытках других центробанков мира. В частности - Национальный Банк Швейцарии за 2022 год показал самый большой за свою 115-летнюю историю убыток и снижение доходности до -16,3%, а фонд национального благосостояния Норвегии по итогам 2022 года, как сообщили нам в казахстанском Нацбанке, показал доходность -14,1%.

Новости партнеров

Вам будет интересно