В регионах практически не строится жилье и нет многих благ цивилизации
Одна из головных болей казахстанского правительства – как снизить внутреннюю миграцию в стране. Пишутся объемные программы регионального развития, выделяются бюджетные триллионы, но люди все равно кочуют в поисках лучшей жизни в мегаполисы. Причем среди неономадов есть и те, кто хотел бы остаться на малой Родине, но не могут. Почему – аналитику «Голоса народа» рассказали те, кому в свое время удалось изменить ситуацию на отдельно взятых территориях .
Недавно в сенате прошли слушания на тему регионального развития. Ряд участников заявил, что высшая палата парламента сейчас вполне может стать своего рода министерством регионального развития - мозговым центром по разработке планов регионального развития и оценке эффективности их реализации.
А чуть ранее о том, что стране такого министерства очень не хватает, публично заявил аким области Улытау Берик Абдыгалиулы. «Голос народа» спросил у него – зачем?
«Не обязательно создавать отдельное министерство, но вопрос эффективной межведомственной координации необходимо решать. В целом нужно реформирование подходов к теме развития регионов. На первый план вышла проблема эффективности управления. Население требует, чтобы власть работала результативно, чтобы была подотчетна, открыта, чтобы слышала.
Идет переформатирование государственной власти, особенно на местах. Нам надо реально перестроиться, а не работать по старой системе, иначе изменений в новом Казахстане не будет», - уверен региональный руководитель.
Он отмечает: в последнее время дисбаланс стараются выравнивать, но некоторые отдаленные села все равно остаются в стороне от крупных инфраструктурных проектов и не могут полноценно развиваться.
«Необходимо концептуально заниматься не только распределением средств, но и развитием местного самоуправления, вопросами децентрализации, налогообложения», - перечисляет Абдыгалиулы.
У нашего собеседника интересная карьера. Он трудился в аналитических структурах и министерствах, был советником вице-премьера, акимствовал в Жезказгане и Аркалыке и даже имеет опыт советника мэра г. Вышгород Киевской области Украины.
И когда год назад стало известно о создании трех новых областей, жители Улытау ждали и надеялись, что руководить их краем назначат именно Берика Бакытовича. Согласитесь, такая любовь к чиновнику – редкость. Впрочем, и он очень любит родной Улытау и много говорит о его проблемах.
«Для нашего региона одна из острых проблем - зависимость от градообразующих предприятий корпорации «Казахмыс». Перед нами стоит задача диверсификации экономики. Административно мы теперь принимаем решения на месте, раньше - решала Караганда и правительство, а сейчас у нас больше полномочий», - рассказывает об изменениях последнего года Берик Абдыгалиулы.
«Казахмыс» – градообразующее предприятие Жезказгана и это видно любому, кто приезжает в город. Фото из открытых источников
Но в основном позитив пока больше в проекте.
«Сейчас я не могу ничем похвастаться. При поддержке президента мы разработали «Комплексный план развития области Улытау», принятый в сентябре прошлого года на пять лет. В план заложили 1,3 триллиона тенге (с учетом инвестиций Казахмыса и т.д.).
Бюджет области был 144 миллиарда тенге, сейчас ожидаем уточнения бюджета на 160 миллиардов тенге. Это самый маленький показатель среди областей, на что влияет количество жителей - у нас самое маленькое (230 тысяч человек), хотя территориально мы в лидерах», - сообщил нам аким.
Он отмечает, что после создания новой области у людей появилась вера в будущее региона.
Фото портала nur.kz
«В перспективе могут создать замену меди, и, если производство остановится или сократится, это сильно повлияет на самочувствие населения, на экономику. Одна из больших проблем нашего региона - остановить миграцию в крупные города. Из Жезказгана в Караганду, Астану, Алматы ежегодно уезжало до 8 тысяч человек. Миграция до сих пор не остановилась», - признает Абдыгалиулы.
Ремонт дороги Жезказган-Караганда в 2022 году. Фото портала e-karaganda
В этом году местные власти планируют ремонт водопроводных сетей, тепломагистрали, создание новых районов и микрорайонов.
«Одна из главных задач - сделать регион логистическим центром, соединить север и запад. На востоке этом году начнется ремонт дороги «Жезказган-Караганда». «Жеказган-Аркалык» на очереди и ждем направление до Кызылорды. Готовим другие инвестпроекты», - рассказал аким области.
В частности, он мечтает развить сельское хозяйство, ведь собственной продукции в регионе производят мало. Также стоит задача поднимать бизнес-активность: доля МСБ в Улытау – всего 19%. При том что 50% населения - экономически активное.
«В нашем регионе есть нефть, которую мы еще не вырабатываем, и другие возможности. Нам важно выровнять внутренний дисбаланс», - перечисляет список задач аким области Улытау.
Альберт Рау – известный в стране политик. Последнее время он возглавлял Комитет по экономической реформе и региональному развитию мажилиса VII созыва. До этого успел потрудиться и министерствах, и в областном акимате. Но жителям Костанайской области он известен прежде всего как аким Лисаковска, который смог в 90-е вывести моногород в бизнес-лидеры региона.
«Сильная централизация власти в 90-е была во многом вынужденной мерой. На местах не было денег. А нам надо было спасать родной город Лисаковск. Он был неудачно заложен в советское время - ошибка плановой экономики, и испытывал сложности еще тогда. Мы понимали, что на нашу руду никакой надежды нет. При этом мы еще в советское время пытались сделать некий территориальный хозрасчет.
По привычке в моногородах на комбинаты молились – у них реально было власти больше, чем у городских властей. Финансирование шло с союзного минчермета. Когда пришел рынок – пришлось выживать», - вспоминает былое Рау.
Одним из рецептов спасения экономики малых городов и регионов стали специальные экономические зоны (СЭЗ).
«Мы стали 9-й СЭЗ, но успех был признан. Особых льгот не было, но был твердый норматив отчисления – от всех налогов отдаешь 20% с ростом до 35% в область, остальное используешь на месте. И - соответственно - у города был стимул развиваться.
Мы тогда забрали все областные учреждения на содержание города. При этом, после ежемесячного отчисления в область и финансирования бюджетников в городе, остальное направляли на развитие: диверсификацию экономики, преодоление зависимости от градообразующего предприятия», - говорит экс-аким.
Выходцы из Костанайской области до сих пор помнят лимонады «Арай» из СЭЗ Лисаковска. Фото – телеканал Алау
Он отмечает, что у него и коллег в то время законодательно были широкие полномочия - они в том числе определяли арендную политику, развивались в соответствии с принятой стратегией.
«То, что в стране начали развивать через 15 лет, мы делали уже в 96-98 годах, когда давали кредиты малому бизнесу, строили инфраструктуру для инвесторов. Но СЭЗ закрыли досрочно в начале 1999 года, опять же - потому что денег не было, и над было централизовать все финансы.
При этом, когда Лисаковск уходил на режим СЭЗ, он был таким же дотационным, как Житикара и Аркалык. Мы могли пойти по тому же пути, как и другие моногорода, но предложили провести эксперимент. Президент поддержал. После закрытия СЭЗ отчисления возросли с 35 до 86%, но ни тенге средств из вышестоящего бюджета мы ни разу не получили. Более того - изъятие могли увеличивать каждый квартал», - признается Альберт Рау.
В нынешних условиях децентрализация власти, по убеждению экс-акима, нужна.
«Более того – нужно менять правила игры для каждого региона. За инвестирование в тот же Аркалыке надо доплачивать. Это не Рудный, расположенный в 40 километрах от Костаная на республиканской трассе, где обороты полезных ископаемых в миллиарды долларов.
Надо давать руководителям на местах дополнительные полномочия. А еще - учить акимов моногородов, райцентров, сел тому, как нужно правильно эффективно управлять вверенными территориями», - уверен политик.
Он вспоминает, как, будучи «юным акимом», по программе попал в город Тусон штата Аризона.
«У нас тогда был рыночный романтизм, политика правительства была такая, что рынок расставит все по местам. Мы 1,5 месяца учились, как управлять городом в рыночных условиях, госзакупкам и прочему.
Вернулся с выводом: они нам капитализм навязывают, а у самих социализм.
Потому что бюджет всех городов формируется не по какому-то нормативу, а исходя из разных условий. 30% бюджета Чикаго уходило на правоохранительную систем. А в Аризоне пустыня, поэтому в Тусоне 10% бюджета города власти направляли на дотацию тарифа на воду. Для всех, заметим, жителей.
Вывоз мусора в городе - за счет бюджета. Каждый человек получает 30 черных мешков: упаковывает, утром машина приехала – забрала. Люди так решили. Они живут, как им удобнее. А у нас живут под копирку, независимо от того, север или юг, запад или восток», - говорит Рау.
Именно в условиях децентрализации местная власть сможет понять и внедрить эффективные для каждого конкретного региона правила.
А еще наш собеседник убежден: власти должны конкурировать не за инвестиции, а за человека.
«Чтобы специалист с хорошей квалификацией хотел жить в небольших городах, для этого нужно создать ему все условия. В Германии штаб-квартиры компаний с миллиардными оборотами находятся в маленьких городах - им не нужен Франкфурт, им здесь хорошо. Да, расстояния там не сравнить с нашими, но мой посыл вы поняли», - продолжает экс-ким.
Другая проблема, которую он поднял в разговоре, - отсутствие стройки в моногородах.
«В Лисаковске 1,5 тысячи вкладчиков Отбасы банка, в Рудном - 4 тысячи, и где они должны квартиры брать? Мне молодежь говорит: «Я коплю на жилье, не хочу в Костанай или Астану, у меня хорошая работа, а меня как будто вынуждают уехать туда»…
Ощущение, что Отбасы банк на компании застройщиков работает, а не на региональную политику», - говорит Альберт Рау.
Лисаковск и его Байтерек. Фото из открытых источников
Он вновь упоминает своих земляков, которых устраивает жизнь в родных маленьких благоустроенных, тихих городах с удобной инфраструктурой.
«Часть жителей мотается по вахтам в Сибири за длинным рублем, но на малой Родине им хорошо. Город чистый и уютный, безопасный, хорошие школы и детсады. Проблема в том, что местная экономика не развивается. И поэтому нужны инструменты регионального развития, одновременно расширение прав и ответственности местных властей, стимулы», - акцентирует собеседник.
«Я рассматриваю моногорода не просто как производственные границы, а как центры микрорегионов. Аркалык, расположенный в 500 километрах от областного центра и столицы, готовит педагогов для Улытау, всего центра страны. Хотя иногда в правительстве я слышал разговоры о том, нужен ли нам Аркалык вообще. Но наличие таких точек – это данность, что бы ни говорили об ошибках советского планирования. Туда вложены десятки лет, инвестиций».
Однозначного решения, как преодолеть диспропорции между условными Таразом и Атырау, у бывшего руководителя региона и моногорода сейчас нет.
«В самой Атырауской области кто-то сидит на нефтянке, другие – нет, и внутри тоже диспропорции. Расслоение между регионами и городами есть, как есть и человеческий потенциал. И нужно исходить от этих составляющих.
В моих планах, если получится, вернуться к вопросу самообложения местного самоуправления, предложить ввести право местного сообщества вводить целевые налоги. В советское время такое было: село или город решили, проголосовали, скинулись и что-то целевое сделали. Это может быть целевой сбор на решение конкретного вопроса», - поделился в заключение беседы Альберт Рау.