На данный момент на объекте ведутся активные строительные работы
Комплекс столичной системы ЛРТ давно стал синонимом коррупции не только для астанчан, но и для всех жителей Казахстана. Даже президент страны в начале 2022 года признал его ошибочным. С момента, как придумали воздвигнуть его, в Астане и стране произошло много событий. От его строительства то отказывались, то решали строить снова. В итоге, посчитав, что снос столбов обойдется дороже, проект решили все-таки завершить. Какие именно сейчас ведутся работы на стройплощадках, проверили корреспонденты «Голос народа».
Вспомним, с чего все начиналось. В далеком 2005 году акимат Астаны принял новую транспортную программу, в которую входило строительство ЛРТ. Лишь в 2011 году начались активные работы, первую очередь планировали сдать в 2017 году к выставке «Экспо», потом – в 2020 году. Но запуск надземного метро так и не состоялся.
По мере своего существования ЛРТ неоднократно подвергали критике тогдашний глава государства Нурсултан Назарбаев и нынешний президент – Касым-Жомарт Токаев. Они признавали дороговизну проекта.
Инвестора для ЛРТ искал лично Нурсултан Назарбаев. В 2015 году был подписан договор на финансирование с китайским банком, но и это не сдвинуло дело с мертвой точки.
Как заявлял Токаев, астанинский легкий метрополитен имеет сильный «запах» коррупции. Так и есть, ведь в 2020 году стало известно о хищениях денег для строительства наземного метрополитена. На скамье подсудимых оказались семь человек. С них взыскали средства в размере 5,8 миллиардов тенге в пользу государства. Суд приговорил всех виновных к лишению свободы сроком на семь лет.
И, несмотря на такую скандальную и многолетнюю историю, в прошлом году экс-аким Астаны Алтай Кульгинов заявил, что ЛРТ все-таки достроят. Тогда для строительства уже было выделено 1 млрд долларов.
А Касым-Жомарт Токаев поручил поставить уже точку в ЛРТшном вопросе. В августе 2022 года в акимате Астаны сообщали, что начали работы по монтажу сборных железобетонных балок.
Сейчас на линиях ЛРТ довольно активная деятельность. Жители не знают, как реагировать, ведь ударные работы вызывают дискомфорт, частично перекрыта крупная улица Сыганак аж до 30 ноября. С другой стороны, многострадальный ЛРТ все же будет достроен и хотя бы частично решит транспортный вопрос города.
Корреспонденты «Голос народа» проехались по маршруту, где установлены бетонные крепления. В каждой локации – по улице Сыганак, проспекту Кабанбай батыра, близ аэропорта и других ведутся строительные работы.
Подрядчиком является Консорциум в составе – China Railway Asia-Europe Construction Investment Co., Ltd. И ТОО «Integra Construction KZ». Рабочих в ярких касках и жилетах видно издалека, съемочной команде удалось застать строителей (более 30 человек), которые возвращались с обеда.
Пересечение улиц Сыганак-Сауран перестало быть прежним. На этом участке бетонные крепления уже скрылись под железными балками. Жители Астаны, смотря на этот строительный участок могут иметь примерное представление, как будет выглядеть ЛРТ.
На остальных участках пока не установлены железные балки. Подготовительные работы ведутся в районе вокзала «Нурлы жол».
Разбирают старые конструкции по проспекту Кабанбай батыра.
В районе аэропорта удалось заснять кучу железных палок, разбросанных на земле.
В паре метров бетонные конструкции также уже скрылись под металлическими штырями.
По мосту Арыс также кипит работа, там вовсю возводятся железобетонные конструкции.
Также активно ведется стройка по улице Сыганак.
На других линиях ЛРТ ведутся работы по устройству железобетонных конструкций, эстакад и станций, об этом корреспонденту «Голос народа» сообщили в пресс-службе CTS.
«В связи с тем, что линия пересекает действующие широкие проспекты, проектом предусмотрено устройство монолитных балок индивидуального типа. Для выполнения данных целей на перекрестке проспекта Тауелсиздик и улицы Шамши Калдаякова возведена временная конструкция, и в настоящее время ведется сборка строительных лесов. После завершения работ по заливке балки и ее набору прочности временные конструкции подлежат разборке с обеспечением движения автотранспорта на всю ширину проспекта. Планируемый срок 1 ноября текущего года», – отметили в компании.
Там же подробнее рассказали зачем перекрыли улицу Сыганак.
«В настоящее время имеется ограничение движение по проспекту Сыганак в направлении в сторону моста на участке от ЖК Номад до улицы Туркестан. Это необходимая мера для успешного запуска проекта в 2024 году. На данном участке в летний период велись работы по переносу коммуникаций, что не позволяло приступить к основным работам ранее. Срок завершения работ – 30 ноября, после этого движение будет открыто. В настоящее время на пересечении с улицой Сауран завершен монтаж временной арки, завершается установка строительных лесов. После будут произведены работы по армированию и заливке бетона», - отметили в компании CTS.
Также они добавили, что других перекрытий улиц не планируется. Но в следующем году в целях завершения работ возможно частичное ограничение движения в местах производства работ на короткие сроки или ночные периоды в соответствии с требованиями безопасности производства.
Между тем, на пересечении Акмешит временная арка почти достроена, после начнется монтаж строительных лесов. Перед Абу-Даби планируют построить станцию с прямым соединением со зданием. Ведутся работы по фундаменту.
На всех участках линий ЛРТ проводят строительно-монтажные работы.
Железобетонные конструкции из арматуры производства России и Казахстана. А бетонные эстакады строят из бетона, сделанного из местных материалов. Пролетные конструкции моста через реку Есиль производства КНР.
«В основном техника является производства из КНР, но считаем, что это обусловлено более их низкой стоимостью. Подрядчик помимо собственной техники также привлекает в аренду технику на местном рынке. Выбор техники и ее стоимость является личной прерогативой подрядчика», – проинформировали в CTS.
Всего для работ задействовано 1342 человек, (1026 человек – строители из КНР – прим.Ред). Договор с КНР заключен в рамках развития межгосударственных отношений. В соответствии с условиями договора предусмотрена строительство китайской компанией и персоналом с последующей передачей технологий.
«При этом, порядка 25% персонала является местным, которые задействованы как в качестве инженерно-технического персонала, так и в качестве водителей бетоновозов. Также, договором предусмотрено обучение казахстанских работников для последующего содержания и обслуживанию линии», – отметили в пресс-службе CTS.