поиск
×
Казахстан

В Казахстане расплодились дикие психологи. Чем это опасно?

Обнищание толкает людей в руки псевдоспециалистов 

Назгуль Абжекенова
05 марта 2023 года в 12:56

В Казахстане расплодились дикие психологи. Чем это опасно?
Коллаж: «Голос народа»

Какую угрозу таят доморощенные коучи, лежпсихологи и прочие непрофессионалы? «Голос народа» разбирался со специалистами.

Магическое вместо критического

Врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, руководитель Центра лечения неврозов и болезни Альцгеймера Жибек Жолдасова отмечает: социальные сети пестрят объявлениями от психологов-психотерапевтов, предлагающих «чудо-методы».

«С психологией все не так просто, пока там методы доказательности работают слабовато, но продажи хорошо идут за счет отсутствия критического мышления у потребителей», - подчеркивает Жолдасова.

Особенно ее возмущают «чудо-специалисты», которые лезут в медицину.

«Здесь они споткнутся очень сильно, если будут иметь дело с профессионалами. Любой заявленный суперэффективный метод воздействия должен иметь хорошую доказательную базу, а это обычно пара тысяч пациентов, публикации об эффективности этого метода, причем в рецензируемых изданиях, чтобы метод был проверен от и до сторонними специалистами.

Если исследований нет, публикаций нет, то все, что говорят с трибуны, - это чистый маркетинг», - напоминает казахстанцам врач.

Она надеется на то, что метод доказательности полностью укоренится в психологии, «иначе тренинги с поиском себя/своего пути/предназначения/самораскрытия/самоисцеления и прочей лабуды так и будут хорошим способом наживы».

Казахстанцы в ответ заметили: пока есть спрос, будет и предложение.

«Если нет профессиональной и качественной помощи в гос- и частной сфере, инфоцыгане будут процветать. Геронтологов нет, профориентаторов нет, психологической службы по возрасту нет. У только что начавшего практику психолога в Казахстане 1 час стоит от 10 тысяч тенге. А те, кому нужны тренинги, - люди небогатые», - говорит Фарида Сулеева.

Пару дней назад по телеканалу шел сюжет о некоем «чудо-целителе» -психотерапевте, который - ни много ни мало - излечивает раковых больных в  4-ой стадии. Мракобесие и откровенные аферисты встали во весь рост... А более всего пугает нашествие бессовестных «варягов» типа а'ля Кашпировский-Чумак, которых никоим образом невозможно привлечь к ответственности. Ведь поверившие в это недешевое «чудо-исцеление» через пару-тройку месяцев в коляске или на носилках окажутся в онкоцентрах», - высказывается Шария Иемберди.

У многих людей есть магическое мышление, которое не дает сработать критическому, независимо от специальности, констатируют другие казахстанцы.

«Психологов - легион. Проработаем травмы, снимем блоки, поможем зайти в ресурсное состояние. Дипломов куча, правда, на принтере распечатанных. И народ косяком идет..» - говорит Арман Даниель.

«Избавлю от страхов. И от денег»

Аналитический психолог с 15-летней практикой Айгуль Садыкова констатирует: пошла волна выпускников курсов по подготовке психологов за несколько месяцев. Совершившие спринтерский забег «психологи» предлагают избавление от стресса, страхов, панических атак и даже тяжелой депрессии.

«Избавление от стресса и страха навсегда за один сеанс»», «Психолог 7-го уровня» (еще бы знать, что это такое и где эти уровни раздают). И никакого упоминания об образовании, кроме того, что у некоторых многолетняя практика немыслимого количества часов.

А еще – скидки. Цены разные - от 14 до 140 тысяч за сеанс. И отзывы, где рассказывают об избавлении от галлюцинаций (женщина видела духов), страхов и панических атак», - перечисляет Садыкова.

Бешеную популярность псевдокоучей и псевдопсихологов она связывает с ростом уровня коллективной тревоги.

«Пандемия коронавируса, Кантар, война в Украине, землетрясения в Турции… У психики есть свойство искать способы понижения тревоги до перевариваемого.

На самом деле коуч – одна из профессий, приносящая пользу людям. Но при условии профессионализма специалиста, который не дается одним только прохождением  курсов.

На профессиональном сленге тех, кто не имеет профессионального образования, мы называем дикими психологами, дикими психоаналитиками и дикими коучами», - говорит собеседница.

Моду на различных тренеров личностного роста, кем себя позиционируют и коучи, она также связывает с ответом на бессознательные потребности людей в развитии.

«Так называемые лайф коучи, психотренеры появились не сейчас – просто раньше они были в другой обертке. И не только на постсоветском пространстве», –  продолжает психолог.

На днях она увидела в ленте фейсбука рекламу, которое вызвало негодование: «Научим групповому психоанализу за 5 видеоуроков».

«На группового психоаналитика учатся 5 лет, и даже не в вузах, а в профессиональных сообществах соответствующего направления. Причем сам обучающийся должен находится в групповой терапии, чтобы на своем опыте понимать групповые процессы», - отмечает Садыкова.

Одна паршивая овца…

Пока жертвы таких псевдоспециалистов к ней не обращались.

«Были клиенты, которые посещали тренинги, но чтобы навредили, - нет, такого не было. В профессиональной среде не принято делиться клиентскими случаями, разве что на обучающих семинарах, но это единичные случаи. В СМИ была информация, что в России кто-то покончил жизнь самоубийством после пребывания на тренинге личностного роста.

Важно понимать, что ущерб от непрофессионалов на первый взгляд может быть не виден. И самый главный риск во всех этих историях в том, что жертвы таких псевдоспециалистов потом будут проецировать свой неудачный тяжелый опыт на всех без исключения, видеть шарлатанов даже в профессионалах.

И даже не это плохо, а то, что они уже не будут искать помощи, и останутся со своими проблемами, порой психиатрического спектра, которые имеют тенденцию усугубляться, если их не лечить», - подчеркивает Айгуль Садыкова.

Она напоминает: в Казахстане психотерапевтами могут себя называть только люди с высшим медицинским образованием, прошедшие специализацию по психотерапии.

«Официально у нас существует только медицинская психотерапия, это лицензируемый вид деятельности. И в первую очередь он связан с назначением препаратов (антидепрессантов и других).

Не медицинская психотерапия разговорного плана де-факто в стране существует, но люди, которые позиционируют себя психотерапевтами официально, юридически не имеют право так себя называть. Например, в Германии на психотерапевта учатся 5 лет и это не врачи, - продолжает специалист.

Она вспоминает случай: на психолога, указавшего себя в налоговых органах в качестве психотерапевта, подал в суд клиент, налоговая приостановила деятельность его ИП.

Садыкова отмечает, что практикующие в Казахстане психологи по факту применяют не медицинские психотерапевтические методы.

 «Мы называем это психологическое консультирование, психокоррекция, что является законным. Еженедельно мы обучаемся на семинарах, супервизиях, посещаем личную терапию. Но никогда в сертификатах профессионалов не пишут, что ему присвоена квалификация, например, юнгиансокго психотерапевта – только прослушал курс по юнгианской психотерапии», - делится внутренней кухней эксперт.

На разных языках

Не пора ли государству заняться регулированием деятельности коучей и прочих сфер, где активно плодятся профаны? По мнению психолога, для регулирования деятельности психолога необходимо лицензирование.

«Что касается коучей, то эту деятельность невозможно подвести под лицензирование никаким образом. Только просвещение населения, чтобы они могли отличить, где профессионал. Для этого есть уважаемые сообщества, которые готовят коучей по международным стандартам. Они сертифицируют по окончании обучения.

В случае с психологами встает другая проблема.

 «Так как государство у нас коррупционное, те, кто будет выдавать лицензии, на этом могут делать деньги. В состав организации, которая будет заниматься лицензированием, войдут эксперты – скорее всего, это будут остепененные участники, доктора наук, которые никогда не работали с клиентами, то есть теоретики. Мы, практики, говорим с ними на разных языках. Поэтому не очень хочется, чтобы они нас лицензировали», - признается эксперт и добавляет, что сейчас пошла тенденция, где практики занимаются научной деятельностью, защищают диссертации по психологии. Они вполне могут стать членами таких экспертных групп.

«Есть закон, в котором прописаны все требования к профессиональной деятельности. Их - целый перечень, и в первую очередь человек должен иметь высшее или специальное профессиональное образование. И нужно исходить из этого, а не из того, что человек жил и вдруг решил, что он - прирожденный психолог. Многие так и идут на курсы, полагая, что работа психолога - раздавать советы. Но это абсолютно неправильная установка о нашей профессии», - акцентирует специалист.

«Никакие курсы не могут из человека сделать психолога. Он не изучал фундаментальные основы функционирования психики, у него не сформировано профессиональное мышление. Такие псевдоспециалисты будут проецировать на людей свой собственный опыт. А ведь у каждого человека он индивидуален, свои особенности среды, где он вырос, культурный код и другие факторы. Задача профессионального психолога - помочь человеку найти свой путь, то, что подходит именно ему».

В целом дилетантский подход размывает у людей представление о базовых профессиональных принципах.

«И это не только про психологию. Подобный подход формирует представления, что любой может заниматься, чем пожелает, прилагая к этому минимум усилий. Этакая реализация фантазии о всемогуществе. Это инфантильные представления о нашей профессии. И еще замечу, что обычный психолог фатально навредить человеку со здоровой психикой не может», - подчеркивает Садыкова.

Это – клиника

Кандидат медицинских наук, врач высшей категории, психиатр, психотерапевт Сергей Молчанов, работающий с 1994 года, связывает размножение, как спор как на грибах, псевдопсихологов с несколькими факторами.

«Во-первых, это снижение доходов населения. Казахстанцы нищают, не могут себе позволить обратиться к специалистам. Второе - мы находимся не на самом высоком уровне цивилизационного развития, и люди продолжают верить во что-то иррациональное. 

К нам в Павлодар приезжал молодой мужчина из Тараза, который в детстве якобы обнаружил в себе способность исцелять людей прикладыванием рук.  Мои знакомые - психологи - приносили ему деньги, пользовались его «услугами»! Каждый имеет право верить в то, во что хочет. Может, и эффект плацебо срабатывает. Те же антиваксеры в период коронавируса тоже не на пустом месте появились», - говорит Молчанов.

Казахстанцам, которые не видели хорошей медицины, не получали качественную психологическую помощь, легче верить в религию, экстрасенсов, продолжает он.

«Дальше будет по-другому, но сейчас мы на этом этапе находимся.

А теперь давайте присмотримся к разрекламированным «коучам» и «психологам». У большинства нет нормального образования. Они вдруг почувствовали в себе силы и возможность лечить других людей. Зачастую это прикрывается флером наследственности: бабушка-дедушка были великими врачевателями. Кто-то откровенно заявляет: у них - божий дар свыше лечить людей.

Мне, как врачу-психиатру, это напоминает клинику психических заболеваний. Такие люди не опасны в социальном плане, не наносят физического вреда себе и окружающим, но они опасны тем, что своими лжеучениями могут нанести иной вред обратившимся к ним людям», - отмечает врач высшей категории.

С учетом высокого уровня энергии у психически больных людей, которые берутся «лечить» других (и в некоторых случаях – харизмы), на какое-то время такие «коучи» могут привлечь на свою сторону большое количество людей.

«И пока люди разберутся, с кем имеют дело, могут нанести вред себе, своему психическому здоровью. Поэтому надо быть очень острожными.

Я всегда придерживаюсь научных подходов в медицине, а психотерапия  - это медицина. И обращаться надо к психотерапевтам, прошедшим обучение на клинических базах, чьи методы основаны на научных данных, большой клинической практике, где нет ссылок на паранормальность, божественные, религиозные вещи.

Чтобы стать психотерапевтом, надо сначала стать психиатром.

Раньше для этого ты должен был двигаться по данной стезе, потом получить высшую категорию врача. Сейчас сделали по международным стандартам: становишься психиатром, раз в 5 лет защищаешься по всей психиатрии. Каждые пять лет проходишь повышение квалификации, в том числе по своему направлению в психотерапии. Минимум 160 часов плюс 90 часов на семинарах», - уточняет психиатр.

2023 год, наука движется вперед, но профессиональные психологи, психотерапевты - еще многого не знают, признают, что их возможности где-то ограничены.

«В это же время лжепсихотерапевты, лжецелители считают, что ничем не ограничены, что им даны особое знания, познания, недоступные другим, и поэтому они якобы имеют полное право лечить, данное свыше. Повторюсь: такое поведение - на грани психической болезни», - говорит специалист.

Кодекс в помощь

Запрещать деятельность коучей Сергей Молчанов не считает целесообразным.

«Мы живем в стране, где с удовольствием введут очередное закручивание гаек, а пострадать могут добросовестные граждане. Так произошло с Павлодарским филиалом медицинского университета г. Семей. Мы работали с магистрантами, резидентами, докторантами, пока не вышел приказ на запрет такой работы. Расплодилось много филиалов, раздающих дипломы - и одним драконовским решением закрыли филиал, работавший по всем требованиям. 

В целом, возвращаясь к псевдокоучам и псевдопсихотерапевтам, отмечу: у нас достаточно механизмов, тот же Уголовный кодекс. Если люди  пострадали от лжекоучей, потеряли деньги, что-то еще – пусть подают в суд, полицию, решают в юридическом поле», - отмечает собеседник.

Прежде чем пойти на прием к новоявленным «специалистам», хорошо бы посмотреть о них отзывы в сетях.

«Введите ФИО человека и ключевые слова: мошенник, суд, - что-то, да всплывет.  И без всякого стеснения требуйте показать удостоверяющие профильное образование документы. Если тетенька была товароведом, а после 45 почувствовала «дар свыше», - сами решайте, стоит ли обращаться к такому «специалисту», - говорит психиатр.

Читателей «Голоса народа» он призывет не верить людям, еще вчера стоявшим за прилавком или у станка, а сегодня решившим заняться «врачеванием» душ.

«В наш век много людей находятся в пограничном психологическом состоянии.

Так что мой личный совет – очень критично относиться к контенту, который идет из социальных сетей и телевизора. Включите критическое мышление – и вы быстро заметите несоответствия, нестыковки. Так вы и в руки лежпсихологов не попадете, и в сектантские сети, и в финансовые пирамиды.

У нас, у психиатров, при описании статуса указывается: критика сохранена. Я за то, чтобы у нас у всех была критика сохранена», - особо подчеркнул в завершение разговора Сергей Молчанов.

 

 

Новости партнеров

Вам будет интересно