Юлия Балабанова рассказала, насколько школьное образование в Казахстане отличается от российского и сколько зарабатывают местные учителя.
Музыкант и педагог Юлия Балабанова оставила работу в пермской школе и переехала в Казахстан. Сегодня она работает учителем русского языка и литературы в одной из частных школ Алматы и возвращаться в Пермь пока не планирует, передает golos-naroda.kz со ссылкой на газету «Текст».
«Казахстан подходит мне по многим причинам. На территории страны проживают более 120 народов, чем казахстанцы очень гордятся, и русский язык имеет статус языка межнационального общения. Есть много русскоязычных школ, СМИ. Еще Казахстан, несмотря на кризисы, богатая страна: довольно высокий уровень жизни, особенно в крупных городах (в Алматы — примерно, как в Питере и намного выше, чем в Перми). Развитый рынок труда», – подчеркнула Юлия Балабанова.
Она добавила, что в Казахстане чувствует себя частью глобального сообщества.
«Например, в международных университетах Алматы обучение полностью на английском языке, многие молодые казахстанцы владеют им очень хорошо», – отметила педагог.
Россиянка рассказала, что педагогический стаж у нее небольшой, так как основную часть профессиональной жизни она работала в журналистике, пиаре и арт-менеджменте. Однако, по ее словам, для современной школы такой бэкграунд — большое преимущество.
«Работу нашла довольно быстро: открыла список Forbеs «Топ-20 частных школ Нур-Султана и Алматы», отправила резюме всем представленным там алматинским школам (я уже понимала, что из-за сурового климата в Нур-Султане жить не хочу), на следующий день получила приглашение на собеседование», – поделилась опытом Юлия Балабанова.
Открытый урок преподаватель провела в зуме, а спустя неделю ей сообщили, что ждут на должности учителя русского языка и литературы и организатора внеклассной деятельности в 5-11-х классах.
По атмосфере алматинская школа напомнила Юлие Балабановой учебное заведение, в котором она работала в Перьми.
«Как и в пермской школе, здесь дух свободы, самовыражения в цвете волос и прическах (при этом строгие требования к форме), уважение к личности ребенка, индивидуальный подход», – подчеркнула пермячка.
Также она рассказала, что для персонала предлагается двухразовое бесплатное питание, доставка до работы и с работы на комфортабельном микроавтобусе, потому что школа находится в частном секторе в предгорье.
«Темп работы высокий, множество одновременных задач, автоматизированный учет рабочего времени через распознавание лиц на турникетах. Как в большой международной корпорации», – отметила Юлия Балабанова.
Первое, с чем столкнулась педагог, – обновленное содержание учебных программ. Это результат большой реформы, которая несколько лет назад охватила все казахстанские школы.
«Вообще, образованию здесь уделяется очень большое внимание. Главное — это ориентация на высокие предметные результаты. В Казахстане есть некий эталон — НИШ, сеть «Назарбаев Интеллектуальных школ». Именно там, в первую очередь, внедрялись самые прогрессивные предметные методики. Сейчас многие «нишевские» учителя работают и в нашей частной школе», – поделилась россиянка.
По ее словам, частное образование в Казахстане имеет совсем другие масштабы. В России подобного списка Forbеs не найти, потому что по-настоящему крупных и богатых школ на подобный топ-20 не наберется.
«В Казахстане частные школы — это крупные инвестиционные проекты, которые открыто конкурируют между собой за клиентуру и развиваются на деньги больших корпораций. Есть среди них и международные — британские или казахско-турецкие школы», – сообщила преподаватель.
Зарплата учителей в Казахстане сильно зависит от города, от статуса школы и от подтвержденной квалификации. В стране действует несколько квалификационных категорий, на которые аттестуются учителя: педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-мастер.
«Мастера могут получать до 1100 долларов в месяц — и это в государственных школах. Мне, конечно, до такого далеко, но на съемную квартиру и жизнь хватает. В рублях свою зарплату сейчас стараюсь не пересчитывать — курс так скачет, что я то богатею, то беднею. Это очень нервирует», – поделилась эмоциями Юлия Балабанова.
«Мои ученики – обычные подростки, как везде. Конечно, все они — дети из обеспеченных семей. Но на поведении и успеваемости это не сказывается. Есть отличники, есть троечники. Есть очень вежливые, есть хамоватые», – подчеркнула пермячка.
По ее словам, с педагогами — то же самое. Многие взрослые коллеги — люди советской эпохи.
«Я не чувствую особой разницы с Россией. Кроме того, что в принципе казахам присущи доброжелательность, открытость, готовность помогать. При этом они довольно прямолинейны и предпочитают говорить то, что думают», – поделилась педагог.
Юлия Балабанова положительно отозвалась о новой системе оценивания. Когда ребенку при выполнении контрольных «на берегу» предъявляются баллы (от 10 до 40) и критерии выставления, оценка становится более объективной.
Также россиянке понравилось, что в классах не больше 18 человек — с такой группой комфортно работать.
Еще, по ее словам, в Казахстане популярны практики менторства.
«Мне встречались проекты, когда ментором становился не только учитель для ученика или учитель для учителя, но и ученики друг для друга. Это интересный опыт», – подчеркнула Юлия Балабанова.
Кроме того, она отметила, что в Казахстане начинают осмысленно работать с сельскими школами — не только в вопросах инфраструктуры, а, в первую очередь, в вопросах содержания образования, адаптации детей к современному миру.
«В Казахстане с профессиональной точки зрения я чувствую себя намного свободнее, здесь больше интересных современных вызовов. И просто по-человечески мне тут хорошо», – заключила Юлия Балабанова.
Ранее россиянин поделился впечатлениями о казахстанских дорогах, отметив, что местами они «как взлетная полоса».