Детальный список вопросов и принятых по итогам визита решений не обнародован
Казахстан продолжит партнерство со всеми странами, даже находящимися по разные стороны баррикад. Такой вывод можно сделать по итогам визита Энтони Блинкена в Астану. Что осталось за кадром и каковы истинные цели американской дипломатии? «Голос народа» попытался это понять вместе с экспертами.
В Астану госсекретарь США прилетел в последний день зимы. В течение пары часов он встретился с президентом Казахстана и главой МИД, принял участие в переговорах глав внешнеполитических ведомств стран Центральной Азии и США в формате «С5+1» (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и США).
На повестке дня были вопросы дальнейшего развития регионального сотрудничества и партнерства с США. Блинкен анонсировал предоставление Вашингтоном нового пакета помощи Центральной Азии в размере 25 млн долларов.
На фоне продолжающегося полномасштабного военного вторжения России в Украину он заявил, что Штаты поддерживают суверенитет и территориальную целостность народов Центральной Азии.
Также глава Госдепа США напомнил, что его страна предпримет решительные действия в отношении Китая, если тот будет оказывать военную поддержку России в развязанной ею войне в Украине.
Отметим, детальный список вопросов и принятых по итогам визита решений в СМИ не озвучивались.
Но явно ведь прилетал к нам Энтони Блинкен не просто так? Чего он хотел добиться в рамках визита и, что еще важнее – чего смог?
Директор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева считает, что основных вопросов на повестке было два – Китай и Россия.
«Китай является одним из мощных стратегических партнеров стран ЦА, много инвестирует и часто контактирует с ними. Недавно КНР заявил, что гарантирует нашу безопасность. Думаю, в ходе визита Блинкена была предпринята попытка вновь понять, как можно немного дистанцировать Центральную Азию от Поднебесной», - говорит эксперт.
Не меньше усилий прилагают США для того, чтобы сократить «дружбу» нашего региона и Российской Федерации.
«Но, думаю, сейчас это уже не такая важная задача, потому что после нападения РФ на Украину вопрос дистанцирования от РФ у стран ЦА уже не вызывает сомнений. Вопрос лишь во времени: когда дистанцирование будет реально реализовываться и каким путем», - полагает Умбеталиева.
Эксперт считает, что пока идут военные действия, радикальных мер в отношении России ни одна из стран Центральной Азии не примет. Да и потом российский вектор, хоть и будет менее явным, сохранится.
Собеседница высоко оценивает КПД визита главы госдепа США для нашей страны.
«Америка - один из сильных игроков на международной арене. И приезд госсекретаря США в ЦА и особенно в Астану показывает, что Казахстан воспринимается той страной, которая может повлиять в регионе на ситуацию по отношению к России и в отношении дальнейшего демократического развития. Это очень важный визит и признание региона как одного из важных игроков», - отмечает руководитель Центральноазиатского фонда развития демократии.
Кроме того, как отмечает она, таким образом Госдеп потешил наше самолюбие и косвенно подтвердил лидерство Казахстана в регионе.
По мнению политолога, после отъезда высокого гостя из Вашингтона Россия предпримет ответные шаги.
«Мы знаем, что наш сосед обычно делает это в угрожающей форме. Поэтому, наверное, нужно ожидать каких-либо заявлений», - акцентирует эксперт.
Экс-дипломат Казбек Бейсебаев считает, что одним из вопросов завершившегося визита госсекретаря США в Астану было предложение/заявление Казахстану закрыть «форточку» для России.
«В рамках приезда Блинкена обсуждалась международная ситуация, связанная с войной в Украине и санкционной войной между Западом и РФ. Думаю, подвели итоги года, прошедшего с начала войны. Санкции не принесли должного результата - в Россию санкционные товары попадают через третьи страны: Турцию, Армению и Казахстан.
И именно этот вопрос, на мой взгляд, был одним из основных в процессе обсуждения американской и казахстанской сторон. Возможно, была попытка заставить Казахстан закрыть эту дверь для завоза санкционной продукции в Россию», - делится мнением собеседник.
Он напоминает, как нескольким днями ранее президент Белоруссии заявил, что странам ОДКБ надо определиться, с кем они.
«В этом ключе, полагаю, прошли и переговоры с представителем США. Возможно давление США на нас - с кем мы? Продолжая тему санкционных войн, отмечу, что возможно американская сторона предложила компенсацию убытков Казахстану в случае закрытия окна, через которые запрещенные товары попадают в РФ через нас. Многие наши фирмы имеют прибыль с этого окна. И как партнер США, мы должны выполнять санкционные требования Запада», - говорит Бейсебаев.
Он подчеркивает, что большая игра продолжается, и Казахстан оказался между несколькими гегемонами.
«Чтобы ситуация не усугублялась, нам, как и всему миру, нужно прекращение войны в Украине. Мир такой сложный…С РФ мы повязаны самым большим товарооборотом в 24 млрд долларов. А тенге храним в американской валюте. Рычаги давления на нас есть и у американцев, и у россиян. Сложная ситуация», - говорит он.
Вместе с тем, если все действительно так, и Блинкен потребовал перестать поставлять в Россию санкционку, угрожая санкциями лично нам, то, по мнению политолога, нас ждет коллапс.
«Прогнозирую, что в ближайшее время президент Токаев вызовет председателя Нацбанка и министра финансов. Потому что положение дел тревожное», - говорит Казбек Бейсебаев.
Финансист Расул Рысмамбетов позитивно оценивает прошедший визит главы госдепа США на Левобережье Астаны.
«Формат встречи «С5+1» позволяет транслировать объединенную позицию стран ЦА с внешними партнерами. Здесь самое главное, что страны ЦА формируют единую повестку и позицию в отношении событий в мире. Даже безотносительно приезда Блинкена мы собираемся в ЦА и смотрим наши интересы, прорабатываем совместные учения», - подчеркивает эксперт.
А по итогам визита Блинкена ему импонирует заявленная поддержка экспортного потенциала региона.
«После наложения антивоенных санкций на Россию есть определенные вопросы по инженерной продукции из России. Казахстан, думаю, будет искать другие варианты. Для нас было важно обсудить с США, как одним из главных санкционеров, что мы продолжаем работать, ведем торговлю с РФ - и при этом соблюдаем санкции», - продолжает финансист.
Прежде всего, по его оценке, речь идет о Транскаспийском маршруте и внутрирегиональной торговле. Кроме того, стороны могли обсудить нюансы антироссийских санкций: Казахстану нужно понимать, когда мы соблюдаем санкции, а когда есть риск их нарушения. И кто, как не один из главных людей США, может дать корректные разъяснения?
Вместе с тем, в то, что Энтони Блинкен мог поставить руководству Казахстана какие-то жесткие условия, экономист не верит.
«Америка нам ничего не будет предлагать. Типа сядьте на лодки и уплывите в Тихий океан подальше от России. Это неправильно. С РФ у нас продолжается торговля несанкционными товарами. Никакой трагедии в этом я не вижу. Как и в том, что американские и европейские компании продолжают сотрудничество с российскими партнерами, причем более активно, чем это делаем с соседом мы. Из России мы получаем очень много товаров и экспортируем те, которые не относятся к санкциям. Вполне себе нормально работаем. А Штатам нечего нам предложить для замены продовольствия, которое мы закупаем из России», - отмечает собеседник.
Отметим, по итогам 2022 года взаимная торговля между РК и США увеличилась на 37,2%, составив 3,05 млрд долларов. За годы независимости приток прямых инвестиций из США в РК составил более 62 млрд долларов (второе место после Нидерландов). А за 9 месяцев 2022 года объем ПИИ из США в РК увеличился на 58,8% до более чем 5 млрд долларов по сравнению с 2021 годом.
В Казахстане работает порядка 590 предприятий с участием американского капитала. При этом компании из США продолжают проявлять интерес к казахстанскому рынку.