Как лесники Астаны живут на зарплату в 80 тысяч тенге в месяц (ВИДЕО)

У «Жасыл Аймак» миллиардный бюджет, но маленькие зарплаты

Меруерт Нургазинова

В Казахстане растет все – показатель средней и медианной зарплаты, цены на продукты питания и топливо, но не растет одно – заработные платы столичных лесников. РГП на ПХВ «Жасыл Аймак» - это крупная организация, которая обслуживает Зеленый пояс Астаны. Здесь работаю больше ста лесников, их месячная заработная плата в месяц составляет чуть больше 80 тысяч тенге. И это еще не все. Сотрудники годами носят одну и ту же форму, у них нет специальной обуви по сезону, материально-техническая база находится в плачевном состоянии. Об этих и других проблемах столичных лесничих читайте в специальном репортаже «Голос Народа».

Мадияру Жылкибаеву 33 года, он после окончания колледжа пришел работать в организацию лесником. Сейчас зарабатывает 86 тысяч тенге в месяц. 

«По нашим меркам то, что мы выполняем их план, мы должны зарабатывать 200 тысяч тенге в месяц. Мы каждый год вырубаем столько кубов леса. Цифру точно не могу сказать, но цифра хорошая. Лес в поселке Кызылжар около Астаны. Куда вывозят, зачем вывозят – этого никто не знает. Мы хотим, чтобы наш «Жасыл аймак» процветал, у нас столько много гектар земли, 8 лесничеств. Я не говорю о районах, это ведь Астана», - говорит он.

Низкая оплата труда и у технического персонала. 105 тысяч тенге оклад, из них 88 тысяч – на руки получает техничка Татьяна Кириличева.

«Мы же получаем аж восемьдесят восемь тысяч! Так сказали «аж 88 тысяч». Это смешно, на эти деньги невозможно прожить. Мы живем в долг», - говорит она.

Кроме того, что здесь мизерные зарплаты, лесники не обеспечены должным образом специальной формой и обувью. Также они вынуждены перерабатывать.

«По норме на каждого человека должно выходить по 250 га, а сейчас на каждого по 1000 гектар. Перерабатывают за четверых. У нас в 2021 году сократили много лесников, я не знаю в связи с чем. По поводу оборудования – это отдельная тема. Наши служебные машины не соответствуют, давно должны были быть списаны. Машины старые, но водитель молодец, старается, делает. Иногда за свои деньги покупает запчасти, потому что здесь не выдают элементарно масла. Машины часто ломаются зимой. Добираться до работы трудно. Нам выдают такую форму. Все. Верх-низ, больше ничего не выдают», - говорит Мадияр Жылкибаев.

Между тем, бухгалтер РГП на ПХВ «Жасыл Аймак» сообщила нашему корреспонденту, что в качестве формы виноваты поставщики.

«Мы объявляли тендер, закладывали 50 тыс. тенге на один комплект, но поставщики демпингуют, они в итоге нам поставили комплект за 25 тысяч тенге. Что мы можем сделать?» - задается вопросом она.

Лесники же просто покупают и одежду, и обувь сами. Нечто похожее было обнаружено и во время трагедии, унесшей жизни людей в Абайской области.

О чаянии лесников профсоюз организации неоднократно писал как в Комитет лесного хозяйства, куда относится «Жасыл аймак», так и в министерства, а также депутатам. Но это не дало положительных результатов.

«С того года сколько писем мы писали в Комитет лесного хозяйства, чтобы повысили зарплату, но финансирования такого нет. На наши просьбы не реагируют. Ни комитет, ни министерство труда. В этом году с зимы генеральный директор поставил задачу, чтобы наш эконом отдел, бухгалтерия занимались вопросом повышения зарплаты. Не знаю, какое воздействие на них надо сделать. Людям приходится выживать, квалифицированные кадры уходят. Три месяца я пишу в минтруда, обращались депутатам, но у них два месяца каникулы, отпуска… Когда страда, нужно решать столько вопросов, у них каникулы, они не работают. Хотел бы обратиться в правительство, чтобы депутатам каникулы разделили на два: весной и зимой, например, чтобы эти два месяца не пропадали. Две месяца люди страдают, не к кому обратиться. Никто не может решить эти вопросы», - говорит представитель профсоюза Сарыбай Мустафин.

В основном в «Жасыл Аймак» работают люди предпенсионного возраста, которым осталось всего несколько лет до выхода на пенсию. И молодежь без опыта – выпускники вузов и колледжей. Люди сюда идут за стабильностью, но как показало время, за столько проработанных лет, на их пенсионных счетах насобиралось чуть больше миллиона тенге.

Между тем, бюджет «Жасыл Аймак» внушительный, он исчисляется в миллиардах тенге. Зарплатный фонд – ровно 50% от годовой суммы. Рекордные 4 млрд выделялись организации в 2021 году. Тогда здесь работали 300 лесников. В 2022 году Министерство финансов не поддержало бюджетную заявку и лесников пришлось сократить до 100 человек. В 2023 году организация надеялась получить 3,6 млрд тенге, но одобрили 2,4 миллиарда.

Руководство «Жасыл Аймак» тоже сетует на хроническую нехватку денег и прямым текстом заявляет, что скорее всего в ближайшие месяцы отправит всех сотрудников в отпуск без содержания.  

При этом, по их словам, в сезон на предприятии работают до 2000 человек. А постоянных сотрудников здесь 500 – это лесники, администрация и водители.

Хотя, в процессе подготовки этого видеоматериала, мы нашли интересные сведения о «Жасыл Аймак» в телеграмм-канале Фонд бюро Расследования коррупции.

Сообщается о проверке, проведенной прокурорами и госаудитом в июне 2023 года.

Были выявлены случаи фиктивного трудоустройства. При этом, несуществующие сотрудники получали не только зарплату, но и премии.

Были найдены нарушения в рабочих проектах, необоснованные затраты, технический и авторский надзор осуществлялись формально.

В итоге, результаты проверки показали, что деятельность «Жасыл Аймақ» совместно с Комитетом лесного хозяйства и животного мира минэкологии за неполные 4 года нанесла ущерб государству на сумму 2,1 млрд тенге.

Кстати, на момент выхода видеоматериала Комитет лесного хозяйства так и не предоставил редакции «Голос Народа» ответы на наши вопросы.

Как должны лесники в столице выжить на 80 тысяч тенге и можно ли им чем-нибудь помочь – эту задачу, как эстафету, мы передаем депутатам, каникулы которых уже подошли к концу.

Реклама
Реклама
Новости партнеров