«Моего ребенка сделали ненормальным»: история мамы, пережившей травлю сына в казахстанской школе

9-летнего мальчика прямо на уроке избили одноклассники, он получил закрытую черепно-мозговую травму

Меруерт Нургазинова

В актюбинской школе №60 во время урока казахского языка ученик 4 класса получил травмы головы. Несколько одноклассников  удерживали мальчика у стены, один наносил удары. Учитель в это время находилась в кабинете, и, судя по всему, не сразу отреагировала на «схватку». Мама пострадавшего ребенка пытается добиться справедливости уже четыре месяца. Но дело приняло неожиданный поворот – администрация школы сделала виноватым пострадавшего мальчика, дала отрицательную характеристику на него, более того, маме мальчика вменяют статью 127 КоАП РК – неисполнение родительских обязанностей. «Голос народа» разбирался в ситуации.

«В этот день меня вызвала в школу учительница. Прихожу в школу, мой ребенок стоит во дворе школы, говорю, что случилось? Он начал плакать: «Мне сказали, что я «черт», «чмо», ударили три раза по голове» Я начала у него спрашивать почему он не дал сдачи и тут выяснилось, что его держали три ребенка», - вспоминает тот самый момент мама мальчика Жанар Нугманова.

Ее сын Жанболат пожаловался на головокружение. Она сразу вызвала скорую помощь в школу. Фельдшер предположила, что у ребенка закрытая черепно-мозговая травма и предложила транспортировать пациента в детскую больницу. Диагноз подтвердился, пострадавшему мальчику необходима была госпитализация. Ребенок провел в больнице 5 дней.

На произошедший конфликт между детьми во время урока администрация школы отреагировала спокойно. Со слов мамы, завуч не поверила, что у ребенка в результате избиения закрытая черепно-мозговая травма.

«Завуч Индира Сериковна удивилась, говорит: «Что, прям ЗЧМТ?» Она смеялась мне в лицо и говорила «не может быть, өтірікті айтпаңыз». Со мной в больницу поехала школьный психолог, которая подтвердила слова врачей. На это завуч ответила ей «ауызынды жап», - рассказывает мама мальчика.

Что касается стороны обидчиков, их родителей школу не вызывали, ограничились объяснительными, которые написали участники конфликта - ученики 3 класса. Один из них, тот, который бил Жанболата по голове,  написал, что не делал этого. При этом мама ребенка говорит, что в классе установлена видеокамера и имеется запись, на которой ситуация того дня зафиксирована.

«Камеры есть в классе, на видеозаписи видно, что мой ребенок его не ударил. Видно, что его держат трое, и еще один мальчик бьет по голове. Школа предоставила видео без звука, хотя камера поддерживает и голосовую запись.  Сделали ускоренный вариант, чтобы ничего не было понятно и без возможности поставить видео на паузу», - сказала Жанар Нугманова. 

 «Они не вызывали их родителей. Наоборот, кричали на меня, хотели спровоцировать, не знаю из-за чего, говорят, «ты врешь, а может он 2 недели назад ЗЧМТ получил». Как они – образованные люди говорят, что сотрясение было 2 недели назад? Нейрохирург же может определить, когда это было. Они делаю меня виноватой. Это буллинг со стороны взрослых», - добавила она.

Со слова матери, на видеозаписи также видна реакция учителя казахского языка, которая во время урока не реагировала на действия учеников. Дети спокойно ходили по кабинету. А когда дело дошло до избиения, она разняла мальчиков.

«Они же не могли вот так встать и начать драться? Жанболату сказал его одноклассник «сиди нормально». Почему ребенок ребенку говорит, как ему сидеть? У них на уроке ходили дети, пенал его выкинули, а она стоит перед доской и не реагирует», - сказала Жанар.

Женщина уверяет, что это не первая ситуация, когда одноклассники применяют насильственные действия к ее сыну. По словам Жанар, дети создали чат в мессенджере против Жанболата. В январе этого года они строили планы как его побить и расправиться с ним. Был момент, когда его специально толкнули в школе, чтобы он упал с лестницы.

Еще были случаи, по словам мамы мальчика, когда его били одноклассники на уроке физкультуры в раздевалке. Он приходил домой в синяках, отказывался идти на физкультуру, администрация данной школы нечего не предпринимала, учителя лишь разводили руками, а теперь у ребенка  закрытая черепно-мозговая травма.

К тому же, как узнала позже Жанар, Жанболата «травили» не только дети, но и классный руководитель.

 «Я напишу твоей маме на работу, и ее уволят» - угрожала мальчику классный руководитель Гульнар Сандыбаева.

«Она знает, что я одна воспитываю детей. Как они могут угрожать моему ребенку? Вы меня не любите, но почему вы его буллите?» - задается вопросами мама мальчика.

Жанболат учится хорошо, бывают и «тройки», но оценки не показатель того, что как к человеку нужно относиться. В целом, по словам мамы, он любознательный, способный мальчик, который любит географию и историю. Он никогда не обидит девочек, дружелюбный и открытый, заботится о своем младшем брате.

«Не знаю, почему классный руководитель так к нам относится, хотя в первых классах я была в родительском комитете. Она говорит, что якобы я не слежу за оценками. Но я за оценками не гонюсь. Он лучше меня разбирается в географии, и в истории. Остальные 30 родителей, из них 10 - поддерживают педагога, остальные отмалчиваются, они знают, если они начнут говорить, то и к ним будет такое отношение», - говорит мама Жанболата.

После произошедшего она написала заявление в полицию.

«Моё заявление отклонили, отправили уведомление. Затем я снова написала заявление, и снова отказ. Я пошла на прием к начальнику ДВД по Актюбинской области, он дал поручение завести дело по административной ст 127., дело завели. 7 июня состоялся первый суд. Суд не признал виноватой мать Дамира (ответчик – прим.ред), сказав: виновата не только мать но и учитель, так как все произошло на уроке. 12 июня состоялся второй суд, и снова никто не виноват.  Я подала на апелляцию, и третий суд я проиграла. Как так? Значит, бить на уроке ученика можно, и никто не виноват! Я написала Администрации президента, но дело не только не сдвинулось с места, но теперь меня пытаются привлечь по статье 127 (ненадлежащее исполнение родительских обязанностей). Получается, что я, защищая своего ребенка, сама же и виновата. Я одна воспитываю двоих детей, работаю не покладая рук, теперь отправляя в школу ребенка, я боюсь за жизнь и здоровье своих детей», - сказала Жанар Нугманова.

К тому же ее возмущает от факт, что классный руководитель дала отрицательную характеристику ребенку, назвав его «агрессивным, гиперактивным», а также написала, что он «спит на уроках, ведет себя неадекватно». При этом, в школе не создавалась комиссия, которая могла подтвердить ее слова.

«Это задевает честь и достоинство моего ребенка, не собирали они заседание. Это пишет педагог, где основание? Судья читает характеристику, которую дала классный руководитель и выносит на основании этого решение. Моего нормального ребенка сделали ненормальным. А полиция взяла у них порочащие человека объяснительные. Взрослые люди против 9-летнего мальчика», - говорит женщина.

«Мой ребенок отказался идти в школу, мне пришлось его перевести в другую школу. Совсем другой район. Есть справка, я водила его к психиатру, я знала, что возможно такое потребуется.  Они дали ему оценку, поставили диагноз - F43 (острая реакция на тяжелый стресс)», - добавила она.

Жанар Нугманова написала обращение в Министерство просвещения, ее письмо было перенаправлено в управление образование Актюбинской области, далее оттуда в городской отдел образования, а затем в школу №60, где произошел инцидент. Ответ был получен следующий: педагог получил выговор. При этом со слов женщины, служебное расследование проводил только директор, детей, участвовавших в избиении ее сына, на учет не поставили.

5 сентября 2023 года состоится очередное судебное разбирательство, точнее, сразу два. Жанар выступит не только как потерпевшая сторона, но и как ответчик. Инспектор по делам несовершеннолетних подал на нее иск в суд по делу о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей.

«Я виновата в том, что мой ребенок пошел в школу, получил травмы. Инспекторы приезжали к нам. Мы живем в своем доме, 4 комнаты. Я работаю на госслужбе уже 12 лет. Получается, что я не могу защитить своего ребенка, вопрос почему? У нас же есть законы, которые защищают  права и достоинства моего ребенка. У нас же Жана Казакстан», - заключила мама мальчика Жанар Нугманова.

Для полноты картины «Голос Народа» обратился за комментарием к директору школы Абзалу Тажимишеву.

«На уроке казахского языка и литературы ученик Жанболат встал со своего места, подошел к одному ребенку и ударил его, мелкая потасовка произошла. Учитель находился на уроке, как раз это было сиюсекундно, очень быстро. Но там момента, что Жанболата бил по голове и что он получил черепно-мозговую травму, там такого не было. Видеозаписи мы посмотрели. Создали комиссию по приказу директора школы, данная комиссия провела служебное расследование, по итогам которой, я как директор школы, дал дисциплинарное взыскание учителю», - прокомментировал произошедшее директор школы.

«Как я сказал, на видеозаписи видно, что Жанболат никакие удары в голову не получал, черепно-мозговую травму не мог получить. Появилась справка, было обращение матери Жанар в полицию. Полиция заполнила протокол по отношению к учителю по статье «невыполнение своих обязанностей», но в адмсуде отказали за отсутствием состава преступления, если я не ошибаюсь. Мать обратилась с жалобой, данное решение было рассмотрено в Актюбинском областном суде, где тоже было отказано за отсутствием состава преступления», - добавил он.

По его словам, во второй раз женщина тоже обратилась с заявлением в полицию, полиция составила протокол административного правонарушения, который направила в департамент по качеству образованию. Там также было отказано, так как учитель находилась на уроке и своевременно сообщила директору школы о случившемся инциденте.

В целом, А.Тажимишев отрицает заявлении мамы мальчика, когда конфликт между детьми мог обернуться тяжелыми последствиями на его участников.

«Дети когда растут, им свойственно друг с другом играться, обижаться, бывает, могут немного подраться, как такового, чтобы была сильная драка, где кому-то голову разбили, черепно-мозговую травму получили, такого не было», - сказал он.

Причина, почему родитель обращается с жалобами в компетентные органы, по его словам, кроется в другом.

«Ее ребенок учился с 1 по 4 классы, она постоянно из-за своего характера ругалась, даже бывали моменты, когда оскорбляла классного руководителя и администрацию школы. Родительница Жанар Нугманова была привлечена к ответственности за оскорбление педагога, меня как директора и двух замдиректоров. Был наложен штраф в размере 100 тысяч тенге, с которым она согласилась и оплатила 50 тыс. Я думаю, из-за того, что она была привлечена к ответственности за оскорбление педагога, из-за этого она пишет во все инстанции и жалуется», - сказал директор школы.

Реклама
Реклама
Новости партнеров