По мнению ряда политологов, война в Украине может закончиться уже в этом году
О том, какие факторы об этом свидетельствуют и какая участь ждет некогда братские страны после войны – в материале «Голос народа».
Политолог Замир Каражанов отмечает, что Казахстан по-прежнему придерживается многополярной многовекторной политики, несмотря на все обвинения и критику в адрес страны.
«Токаев однозначно заявил о сохранении этой позиции. Если говорить о переменах во внешней политике, то все более отчетливо проявляется тренд на усиление региональной кооперации. Это связано и с войной в Украине, и в целом с мировой ситуацией, когда возникает много противоречий и конфликтов», - говорит эксперт.
Что касается заявления белорусского лидера в рамках встречи с генсеком ОДКБ о том, что участницам «отсидеться не получится», то Каражанов считает его популистским.
«Лукашенко озвучил позицию, которую транслируют российские информационные каналы. Так мыслят люди, делящие мир на два блока. Но по факту Запад на нас не оказывает давления, не требует определиться, за Россию мы или против. Все уважительно относятся к нашему суверенитету и к нашей позиции во внешней политике. Единственные страны, которые постоянно выходят с подобными заявлениями, - Россия и Беларусь. Но легитимных оснований для изменения позиции Казахстана в рамках Договора о коллективной безопасности нет», - продолжает собеседника.
В договоре ОДКБ прописаны условия и основания, при которых страны-участницы оказывают друг другу военную помощь. Если бы Украина или другая страна напала на Россию, то Казахстан – теоретически – мог участвовать в конфликте, говорит Каражанов.
«Но первой напала РФ. Какие тогда могут быть претензии к нашей стране?... И определяться нам смысла нет - мы уже давно определились», - отмечает собеседник.
Экс-дипломат, политолог Казбек Бейсебаев в свою очередь отмечает, что сейчас происходит переформатирование мирового порядка.
«Прошел год с начала войны в Украине. Что дальше? Обе стороны своих первоначальных задач не добились. РФ говорила о том, что денацифицирует. демилитаризирует Украину, свергнет Зеленского. Не получилось.
Не добилась своих целей и Украина, и стоящий за ней Запад, который пророчил не только урон российской экономике, но и волнения, и чуть ли не свержение Путина. Министр нацэкономики Франции утверждал, что ЕС поставит Россию на колени. Тоже не вышло. Украине в военном плане не удалось вытолкнуть российские войска к границам», - констатирует Бейсебаев.
Он отмечает, что Россия, как правопреемница СССР, имеет опыт
по переводу экономики на военные рельсы, а Украина, получая вооружение из Запада, такой возможности не имеет.
«Взять поставки танков - Украине нужно не 200, а 1 тыс. танков. Запад не может поставить такого количества. Во Франции в строю всего чуть более 200 современных танков. Более того, страна не выпускает эти боевые машины», - напоминает он.
Для победы Украины западные страны должны отдать ей все свое вооружение, а этого они и не хотят, и не могут сделать. Кроме того, среди простого населения европейских стран растет усталость от вовлеченности в затянувшуюся войну.
«Из-за санкций и войны резко ухудшилось экономическое положение в ЕС, выросли тарифы на газ, электричество, коммунальные расходы, мы видим выступления жителей Европы по этому поводу», - продолжает политолог.
Он делает вывод, что об окончании военных действий мечтают уже все стороны конфликта.
«Уже сделаны вбросы по теме создания 38 параллели по примеру КНДР и Южной Корееи (неофициальное название границы между этими странами, проходящей примерно по 38-й параллели северной широты. Разделение произошло на фоне войны между Северной и Южной Кореей в 1950-х годах прошлого века – Прим. авт.).
Вопрос - где будет проходить эта параллель в Украине, по Донбассу или другому направлению, согласится ли на нее страна и на что пойдет Россия», - говорит политолог.
А директор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева по завершении войны в Украине не исключает сценарий распада России.
«Такой радикальный сценарий вполне возможен, если РФ проиграет войну. Страна экономически и так была не сильна - только пыталась встать на рельсы рыночной экономики. Много ресурсов уходит на военный конфликт. Вкупе с экономическим кризисом, вызванным войной и санкциями Запада, Россия потеряла большой рынок ЕС, уменьшились приходы в бюджет.
Если страна будет оставаться в такой изоляции и дальше, на фоне поражения в войне с Украиной большинство федераций внутри страны захотят отделаться от этого негатива и наследия ответственности, которая ляжет на Россию», – полагает политолог.