Призывы выходить замуж за родственников делаются либо от невежества, либо целенаправленно
И это – угроза национальной безопасности. Об этом в разговоре с корреспондентом «Голоса народа» сказала известный родолог Алия Сагимбаева.
Мы узнали об отношении к семейным союзам между близкими родственниками у специалистов. Историк Радик Темиргалиев отмечает, что у казахов были запрещены браки между родственниками до 7 колена.
«Но это минимальный порог - вообще желательно было, чтобы девушка была как можно дальше: из другого рода, племени, региона. Чем дальше - тем лучше. Исключение было среди представителей родов чингизидов и кожа, которые могли заключать браки с двоюродными, троюродными сестрами», – говорит историк.
Подобные союзы аристократия практиковала во многих странах, а потом – вырождалась, констатирует он.
«В королевских домах той же Европы проявлялись генетические болезни. То есть, высокие риски подобных бракосочетаний медицина подтверждает. И эта проблема существует в некоторых соседних с Казахстаном странах. При этом ряд других государств борются с этой традицией. Ничего хорошего в ней нет», – считает эксперт.
Что побудило автора скандального призыва к соотечественникам связывать себя узами Гименея с родственниками, он не готов комментировать.
«В традиционном казахском обществе за это грозило страшное наказание, вплоть до смертной казни», – добавил историк.
Его коллега, научный руководитель проекта по ДНК-шежире Жаксылык Сабитов подтверждает сказанное.
«У большинства казахов существовал запрет на близкородственные браки, по крайней мере, до 7 колена по мужской линии. Исключение делалось для ак суйек, среди которых заключались браки между 4-5-юродными родственниками. Но это не было так сильно распространено, так что утверждения об обратном – неправда.
Тот человек, который сделал это заявление, не является специалистом, живет в своей выдуманной вселенной, где существуют определенные ролевые модели. И он пытается эти ролевые модели приписать всем предкам казахов», – считает историк.
Он подчеркивает, что близкородственное скрещивание не позволяет улучшить качество крови, сделать ее более чистой.
«Все это метафоры, к реальности отношения не имеющие. В генетике признано, что близкородственное скрещивание часто ведет к мутациям, потому что дефектные гены есть у всех, а у родственников они дублируются.
Когда у вас два набора дефектных генов, это плохо влияет на потомство», – говорит Жаксылык Сабитов.
Родолог Алия Сагимбаева в свою очередь акцентировала внимание на том, что в генетический, культурный, исторический код номадов, кочевников, казахов, кыргызов, ногайцев, башкир, хакасов и многих других тюркских нардов сотнями лет вшито понятие жети ата, шежире, шажара, санжара.
«У каждого народа эту неписаную традицию называют по-разному, и согласно ей запрещены близкородственные браки по мужской ветке до 7 колена. У якутов саха - до 9 колена.
За этим стоит мудрость наших предков, которые, наблюдая за природой, животными, особенно лошадьми, пришли к выводу что близкородственные браки грозят вырождением – генетическим, психологическим, физиологическим», – отмечает родолог.
Есть разница в подходах кочевых и оседлых народов к этому вопросу, констатирует она.
«Кочевые народы всегда соблюдали и, думаю, будут соблюдать эту традицию. У оседлых народов, судя по истории, был обычай жениться и выходить замуж за близких родственников. И связано это с образом ведения хозяйства – чтобы материальное богатство не уходило из семьи и рода», – продолжает Алия Сагимбаева.
У оседлых народов чаще всего практиковались браки между родственниками по женской линии, в Европе это кузены и кузины.
«К чему это привело у европейских династий – история знает. Судьба последнего российского императора Николая II и его сына - очень яркий пример.
У наших соседей, особенно таджиков, подобные браки - не редкость. Это началось в конце 20 века, когда была Гражданская война. Приостановилась миграция населения, что привело к большому количеству близкородственных союзов. И в 2018 году указом президента приняты поправки в Кодекс «О семье», которые запретили браки между близкими родственниками. 60% больных детей рождены в таких семьях», – рассказывает родолог.
В Узбекистане этот вопрос периодически поднимается, но отдельного закона или указа пока нет.
«Насколько мне известно, через Минздрав принято положение, когда у молодых людей перед регистрацией брака требуют справку от генетиков, что они не родственники», – говорит собеседница.
Каждый народ должен сохранять свои обычаи и правила, в том числе основополагающие, к которым относятся язык и шежире, подчеркивает собеседница.
«У казахов двоюродные родственники называются боле. И семейные союзы между ними встречается очень редко. Чаще такие союзы в моей практике встречались у турков, азербайджанцев, таджиков, узбеков.
Не знаю, любовь двигает людьми или меркантильные соображения, когда кузины и кузены становятся супругами», – говорит Алия Сагимбаева.
И одно дело, когда такие браки заключаются в одном поколении, и другое, когда подобное повторяется в двух-трех поколениях.
«Я рассматривала такие семейные союзы. Было 2-3 семьи, где только один раз создали семью близкие друг другу родственники. У потомков вроде пока все нормально. Но в моей практике было несколько семей, где брак между близкими приводил к физиологическим и психическим болезням, и вообще наблюдались отклонения. Эти люди приходили ко мне на консультации в твердом убеждении, что лучше этого не делать», – отмечает родолог.
Также были кейсы, когда представители одного рода создавали семьи, если прошло семь поколений.
«Но я встречала некоторых представителей казахских ру, где категорически запрещено вступать в брак, пусть даже 10-12 поколений прошло. Я консультировала девушку, полюбившую парня из одного с ней рода. Стороны сверили шежире, выяснили, что уже миновало 10-11 поколений, и молодые хотели создать семью. Родители жениха были согласны, а семья невесты воспротивилась», – рассказывает случай из практики Алия Сагимбаева.
И откровенно признается: в ее понимании как специалиста и как представителя казахской национальности, потомка номадов, близкородственные семейные союзы неприемлемы.
«Много лет назад я участвовала в первом съезде ассамблеи народов Евразии в Москве. Общалась с представителями Чечни и узнала, что с приходом ислама у чеченцев ввели закон: по отцовской ветке можно заключать браки с родственниками из одного тейпа (рода) после 9 поколений. А по женской - после 5 поколений.
Общалась также с кумыками, кабардинцами, балкарцами, они сообщили, что нельзя вступать в брак с родными до 7-9 поколения. Так что практически у всех тюркских кочевых народов на евразийском пространстве действует это правило, традиция, обычай, верование», – делает выводы специалист по родологии.
А нашумевшие высказывания она оценивает так: если их автор сам захотел и высказался - то это невежда.
«Человек, потерявший национальную идентичность, свой казахский дух, память, культурный и генетический код. Если же высказывание характерно для какой-то группы людей в стране, то это веяние извне, и я рассматриваю это как угрозу нашей национальной идентичности и национальной безопасности», – считает родолог.