Казахстанцы используют символы загробного мира в одежде, интерьере, брендах

После раскопок очередного кургана находят красивую вещь и начинают применять к живым людям

Назгуль Абжекенова

Подобные действия опасны, потому что ритуальная символика таких вещей генерирует энергию и притягивает определенные события.

На языке пиктограмм

О том, почему важно знать значение символов и орнаментов, «Голосу народа» рассказал известный художник, дизайнер, график, живописец, автор книги «Казахские орнаменты как пиктограммы тенгрианской культуры и комбинаторика их модулей в современном дизайне» Ерлан Кожабаев.

«Орнаменты - это абсолютно читаемые пиктограммы, отражающие цикличность природы, закономерности космоса, мира. Семантика орнаментальных модулей всех народов мира имеет одно и то же значение, поэтому в древности такие пиктограммы были читаемы и понятны разным этносам, как сейчас всем понятны дорожные знаки», – отмечает художник.

Например, түс киіз – настенные ковры, украшенные орнаментами, это целое повествование о мировоззрении наших предков, рассказывает он.  

«Определенные символы, знаки обозначают этот мир и мир потусторонний, их дуальность, взаимоотношения человека и природы, мужчины и женщины. Все незыблемые принципы физики и законы природы изображаются через орнаменты, которые на предметы быта наносили народы мира. Благодаря этим узорам и знакам мы можем заглянуть вглубь истории.

Вот, например, орнамент қошқар мүйіз: бараньи рога, символизирующие жизненную силу, достаток и благополучие. 10 тысяч лет этот орнамент не видоизменялся ни графически, ни в смысловом значении», – говорит дизайнер.

При этом казахские орнаменты не имеют контрформы - они равнозначны, как черное и белое, как добро и зло.

«Дисбаланс наступает тогда, когда добра или зла в мире становится больше. А баланс в мире - это равнозначность. Наши национальные орнаменты передавали эти посылы с древних времен», – продолжает Ерлан Кожабаев.

Чем больше он изучает орнаменты, тем больше понимает, насколько все народы близки культурно, насколько идентичны традиции, обряды, языки.

«Все эти принципы, понимание зашифровывалось в изображениях, пиктограммах, наносилось на скальные гравюры, мазары, надгробные плиты, одежду, бесик, качели, прикладные предметы искусства», – добавляет художник.

Солнце светит не только нам

Специалист подчеркивает, что с символами в современном мире мы сталкиваемся ежедневно и важно уметь читать их значение.

«Есть мастера, которые не понимают сути этих вещей. Бывает, что после раскопок кургана находят красивую вещицу и начинают применять к живым людям, не понимая, что ритуальная погребальная символика, любая пиктограмма генерирует энергию. И вещь начинает работать в хорошую или плохую сторону. Поэтому крайне важно знать значение символов и правильно их использовать», – подчеркивает эксперт.

В качестве примера он приводит свастику.

«Свастика - это пиктограмма кута, благоденствия, божественной солнечной энергии. Однако кут есть и в этом мире живых, и в другом мире мертвых. Только в потустороннем мире солнце вращается по-другому.

Поэтому свастика имеет два вращения: по часовой стрелке и против, во втором случае ее называют суастика. В древности таким образом передавалась символика, что Создатель оберегает человека в обоих мирах.

Но найденную в ходе археологических экспедиций на могилах одежду с элементами мира мертвых наши современники переносят в мир живых.

Я часто вижу, как не ведающие люди используют символику потустороннего мира в одежде, интерьере, кафеле и даже в торговых знаках! Это не есть хорошо», –  отмечает Ерлан Кожабаев.

Эти вещи надо различать, ведь не зря все страны миры, известные бренды имеют свою геральдику, символы, флаги, гербы, товарные знаки, и стараются, чтобы они не видоизменялись, дополняет он. Именно поэтому путаница с флагами или гимнами на Олимпиадах и других мероприятиях вызывает как минимум скандал, а спортсмены переживают, ведь считывают  в этом знаки, предвестие поражения.

«Точно так же мастер, создающий вещи с символикой, должен быть знаком со значениями атрибутов. С древних времен те же серьги, кольца и браслеты в первую очередь имели значение оберега, а потом уже шли как украшательство. Это как с таблетками – мы ведь не принимаем их, не ознакомившись с инструкцией по применению. Так же должно быть с орнаментами», – акцентирует художник.

Реклама
Реклама
Новости партнеров