Сельчане уверены, что как только начнется разработка, река погибнет, плодородный слой почвы уничтожат и ничего живого не останется
Жители села в Актюбинской области выступили против разведки нефти и газа на пастбищах и посевах. На общественных слушаниях они единогласно проголосовали против нового проекта, передает «Голос народа» со ссылкой на «Диапазон».
11 августа зал небольшого клуба в селе Шамши Калдаякова в Каргалинском районе Актюбинской области был полон. Часть людей, которым не хватило места, слушали инвесторов стоя. Те рассказали, что на контрактной территории (занимает она 538,39 квадратных километров) планируют проводить разведку.
В случае, если найдут запасы нефти и газа, будут их добывать. Это даст дополнительные средства в бюджет, для местных жителей появятся рабочие места.
Гендиректор ТОО «КазНефтеГазПроект» (эта компания получила разрешение Минэнерго на разведку территории возле села) Ерболат Кулумбетов рассказал собравшимся, что в 1948-1950-х годах на двух участках возле Александровки (это бывшее название села Шамши Калдаякова) и соседней Петропавловки уже проводили геологоразведку.
Нашли нефть и газовый конденсат, но объемы были небольшими, и скважины законсервировали, добывать ископаемые было невыгодно.
«Недавно Минэнерго выставило Александровский участок снова, и мы его взяли. Сейчас уже появились новые технологии и оборудование. Если участок окажется перспективным по нефти и газу, будут проводиться буровые работы.
Сейсморазведочные работы планируются в 3 квартале 2023 года. Надземная работа рассчитана на 2-3 месяца, этим будет заниматься филиал компании «Азимут Энерджи Сервисез», обработка полученных материалов займет около года. Перед каждым этапом будет проводиться слушание», ‒ сказал Ерболат Кулумбетов
Жители высказывали опасение, что рядом с контрактной территорией находятся Каргала и Каргалинское водохранилище.
Но представители компаний сообщили, что работы будут проводить за пределами водоохранной зоны. Для хозяйственных нужд сейсмологи будут брать воду в ближайшем селе. Для стоков будет септик с насосом.
По мере накопления нечистоты будут машинами вывозить на очистные сооружения ближайшего поселка. Отходы же, образовавшиеся в ходе работ, обещали хранить в отдельных контейнерах и утилизировать.
Местные жители стали высказывать свое мнение по реализации проекта, при этом все выступили против него.
«Сейчас в стране мораторий на проверки. Разрешим – больше никто не сможет к ним подойти», – объяснял на это собравшимся аксакал Еласкан Елеусизов.
«Скважины глубиной три тысячи и 4,9 тысячи метров. Вы даете гарантию, что вода после этого не уйдет и весь народ, проживающий до самого города, не останется без воды? Другого источника, кроме Каргалы здесь нет. Если воды не будет – все будет кончено. В слушаниях должны участвовать все проживающие на берегу Каргалы. Если мы разрешим разведку, что они нам скажут?» – задал вопрос Жанат Кенжегалиев.
«Конечно, вода исчезнет, и гарантию они не дадут», – раздавались голоса из зала.
«Конечный этап какой – добыча? Под землей образуются пустоты, чем вы будете их закрывать? Где гарантия, что от взрывов вода не поменяет свое русло?» – требовал ответа Бауыржан Куандыков.
«Вы будете использовать вибрационные машины? Они пойдут по пастбищам и пашням. Вы выбьете весь плодородный слой. Он там всего 1,5-2 сантиметра. И как вы будете работать возле водохранилища? Горы там старые, они разрушаются. У нас и так проблема с водой, вы ее усугубите», – высказывался Альберт Туксукбаев.
«Мы нефтяными долларами сыты. Вот пример – клуб, где мы сидим. Его построили 3-4 года назад. Это разве клуб? Это позорище. Если начнут добывать нефть или газ, вы включите факелы, они будут гореть день и ночь, годами, будет сероводород и ничего живого не останется. Давайте не будем эту нефть трогать, проживем без нее, зато оставим все для нормальной жизни», – вышел еще один житель, и в зале раздались аплодисменты.
Нурлан Жумагалиев рассказал, что приехал на слушания из соседней Петропавловки, чтобы передать мнение односельчан, которые тоже против поиска нефти и дальнейшей ее добычи.
Гендиректор ТОО «КазНефтеГазПроект» Ерболат Кулумбетов и разработчики проекта ответили на вопросы жителей, объяснили, что с водой ничего не произойдет, непосредственно возле водохранилища они работать не будут, проектные решения существенного влияния на окружающую среду не окажут.
Однако, все, кроме одного, проголосовали против сейсморазведочных работ. Единственный участник слушаний, проголосовавший «за» оказался жителем Актобе, местные жители его не знают, как он оказался на собрании, осталось непонятным.
Слушания завершились, но люди, выйдя из клуба, не торопились расходиться, продолжали обсуждать проблему.
«У нас и так дома в трещинах от взрывов, за селом гипс добывают. Пострадала вся крайняя улица. Сначала брали открытым способом, а дальше стали взрывать. Вот клуб нам построили. Если начнут бурить – у нас тут много родников, вся вода уйдет», – говорит местный житель, представившийся Сергеем.
Высказал свое мнение и эколог Умбетали Сарсенбин.
«Я инженер-эколог, работаю в университете, доктор Phd. Я здесь жил, учился, и мне не все равно, что тут будет. На слушаниях, к сожалению, ничего не сказали о краснокнижных и редких растениях, которые могут погибнуть, если начнут разведку и бурение. Уровень воды снизится. А здесь растут тюльпан Шренка, ольха, папоротник – реликтовое растение. Здесь самая чистая речка.
В области была программа, по которой Мартукский и Карагалинский районы признавали стратегически важными для обеспечения продовольственной безопасности, было даже предложение отнести территории к особо охраняемым, теперь предлагают искать нефть. Этого нельзя допустить, и считаю, жители приняли правильное решение», ‒ высказался Умбетали Сарсенбин.
Искать в ближайшее время нефть и газ возле села Шамши Калдаякова не будут. Но, по словам экоактивиста Александра Мандрыкина, Александровский участок Минэнерго с конкурса не снимало, а это значит, в селе может появиться очередной инвестор с очередным проектом.