Эксперты рассказали о предпочтениях казахов
Ювелирный рынок отражает геополитику и социальное самочувствие граждан, рассказали «Голосу народа» участники выставки драгоценных изделий из России, Армении и Дагестана.
Анна Папшева– партнер крупнейшей российской компании-производителя ювелирки рассказывает, что в этом году они не почувствовали спада продаж.
«Мы четко привязаны к рыночным ценам на золото и валюту. Колебания периодически происходят, и когда стоимость золота и валюты растет, мы чувствуем спад. Мы наблюдали это в прошлом году.
Курс рубля дорожал – и золото в 1,5 раза было дороже. Сейчас фиксируем увеличение спроса, которое опять-таки связано с давлением курса рубля. Золото тоже идет в рост, но рубль нивелирует этот рост, и золотые изделия даже становятся дешевле. Сейчас выгодное время для их покупки», - говорит специалист по оценке драгоценных камней с 28-летним стажем.
Мы спросили у Анны, как геополитика влияет на ювелирный рынок.
«Есть компании, которые работали с Западом, возможно, они испытывают сложности в этот период. Мы работаем с локальными заводами, и явно не чувствуем проблем, наоборот, судя по крупным оптовым выставкам и розничным продажам, наблюдаем рост продаж», - продолжает геммолог.
А представлен ли на прилавках соседей товар из Казахстана? Оказывается, в небольших объемах.
«Мы ждем взаимного признания клейм - оно есть, но не ратифицировано. При ввозе изделий из Казахстана мы должны апробировать их в Российской пробирной палате. С этим и связаны некоторые задержки, плюс у вас пока не очень богатый ассортимент, хотя есть крайне интересные изделия, которые мы видим на международны хвыставках. Ждем изменений политики – мы бы с удовольствием завозили вашу продукцию», - признается Анна Папшева.
Расспросили мы и о теневом рынке ювелирки. По словам эксперта, властям в РФ практически удалось его побороть.
«Государство, подсчитав убытки, взялось за нелегалов. Стали на безналичный расчет переводить участников рынка, так как огромное количество недобросовестных игроков не платили налоги. Наказание не ужесточали, оно по-прежнему зависит от нелегальных оборотов продукции. От штрафов до уголовных мер воздействия», - рассказывает собеседница.
Если попытки работать по-серому и фиксируются, то это единичные случаи – и то среди новичков рынка.
«Среди постоянных участников рынка такого нет. У нас почти все вывели из тени. Все закупают товар у официальных ведущих заводов, и вы не сможете это сделать нелегально. Как и завезти неофициально – в стране с 2022 года введена система учетадрагоценных камней и металлов ГИИС.
Каждому изделию присваивается идентификационный номер, который вы как покупатель можете проверить на сайте пробирной палаты. По ИИН вы можете увидеть производителя и все характеристики украшения: массу, каратность и т.д.», - продолжает специалист.
Как только изделие продается, в ГИИСе появляется отметка, что оно находится в терминальной стадии обработки – то есть выведено из оборота. Так что приклеить бирку от оригинального изделия к «левому» товару вы можете, но система вас выдаст. На госучете состоят и все поставщики камней.
«В Казахстане, насколько я знаю, не так сильно отслеживается рынок ювелирных изделий. И контрабандисты чувствуют себя посвободнее. Я вижу это, когда хожу по вашим магазинам и рынкам, изучаю товар», - говорит Анна Папшева.
На уточнение, можно ли на рынке пробрести оригинальное ювелирное украшение, она ответила, что да – все зависит от добросовестности владельца точки.
Менеджер ювелирной компании из Якутии Елисей Тюрин в свою очередь рассказал нам о предпочтениях казахстанцев.
«Покупатели из вашей страны любят массивные украшения из красного и желтого золота, россыпь бриллиантов. Меня немного поражает, что на ювелирных выставках казахстанцы интересуются ценой за 1 граммзолота в изделии, гдекаменьстоит в несколько тысяч раз дороже этого золота.
Казахстанский рынок больше заточен под металл, нежели под драгоценные камни. И если на выставках в Москве и Санкт-Петербурге мы продаем больше эксклюзивных изделий,то здесь больше берем объемами, но недорогого золота», - делится своими наблюдениями эксперт.
Повышенный спрос на золотые цепи у нашей публики иногда создает у него впечатление, что людей больше интересуетвнешний вид, чем качество.
«Казахстанцы предпочитают купить товар на 1 тыс. тенге дешевле, не придавая особого значения тому, что там могут быть примеси, которые со временем изменят цвет цепочки.
А еще те изделия, которые не пользуются спросом в РФ, здесь уходят на ура. То, что у нас покупают дамы за 40-50, в Казахстане приобретают 25-летние девушки», - рассказывает о других особенностях нашего рынка Елисей.
Ну а объединяет ювелирные ряды двух соседних стран то, что здесь все чаще можно встретить украшения, содержащие отходы алмазногопроизводства.
«Раньше они не считались бриллиантамии не использовались для украшений, а применялись, например, для резки стекла. Но производители удовлетворяют спрос аудитории. Когда человек заявляет: «Я хочу бриллиант, но не хочу платить много денег», тогда и появляются изделия с камнями с 17 гранями», - говорит собеседник.
Между тем, специалист в этой сфере отмечает, что с точки зрения инвестициипокупкадрагоценных украшений всегда актуальна.
«Драгоценные камни, каки золото, всегда дорожают, особенно это заметно в периоды нестабильности, волнений, войн. В такое время народ склонен накапливать золото, так еще со времен Советского Союза повелось», - говорит эксперт по ювелирке.