поиск
×
Казахстан

Нет дороги, школы, больницы и интернета: как живут сельчане в 50 км от Астаны

Люди вынуждены пешком преодолевать 10 км, чтобы дойти до больницы

Меруерт Нургазинова
08 августа 2023 года в 10:44

Если жителей станции «Тастак» в Акмолинской области попытаться вписать в пирамиду Маслоу, то вряд ли они смогут подняться даже на первый уровень этой лестницы. В поселке нет воды последние 20 лет. Нет школы. Нет больницы. Нет дороги. Плохо ловит интернет. Буквально за день до нашего приезда местная молодежь вовсе собиралась выйти на пикет, перекрыть дорогу, потому как жить в таких условиях стало невыносимо. Корреспонденты «Голоса народа» приехали по просьбе жителей, чтобы разобраться в ситуации и показать реальную картину жизни на селе.

На проселочной дороге журналистов встретил аким сельского округа.

Первая ситуация, когда не мы едем к чиновнику за ответами, а он сам изъявил желание с нами поговорить. Но прежде нам интересно было узнать мнение жителей станции «Тастак».

«Это я живу в поселке, а есть у нас такие, кто работает в городе, они каждый день ездят, и вот так, каждый день они вот это видят, по этой дороге ездят, это же безопасность движения. Вот это само состояние дороги, движение этой дороги, и нам дышать нечего, потому что карьер находится в 5 километрах от нашего поселка и вот эти машины – до 100 машин ежедневно проходят туда на карьер», – рассказывает местный житель Марат Ибрагимов.

Всего в нескольких километрах от станции работают два карьера, где добывают щебенку. Сельчане говорят, что в период строительства ЭКСПО, щебенку таскали именно отсюда. В день по 200 груженных КамАЗов проезжали по одной и той же дороге в Астану.

«Когда ЭКСПО строилось, тут получается 200 машин проходило в сутки. Это ужас, и день, и ночь ездили эти машины. Мы терпели, потом после этого они отсыпали. А так тут ходят машины, они Астану обеспечивают, может половина ЭКСПО построено за счет наших карьеров, материала», – сказал Марат Ибрагимов.

«Нормальный» асфальт появился уже ближе ко въезду в поселок. И, хотя положили его в 90-е, состояние дороги более-менее хорошее.

«Состояние дороги вот такое. Очень пыльно, вообще невозможно по ней ездить. Эти полчаса, пока доберешься до трассы – все нервы вымотаешь. Старики не могут добраться до больницы. Приходится ехать с закрытыми окнами, вот бы начальство ваше приехало, посмотрело, какие мучения испытываем мы», – сказала жительница станции «Тастак» Алия Накылбаева.

«Со стороны акимата района практически поддержки нет. В прошлом году дорогу кое-как восстановили, немного распахали, а весна пришла, хотя в прошлом году обещали нам сделать средний ремонт – это небольшое покрытие асфальта. Весной аким района сказал, что деньги в землю закапывать, если вам асфальт ложить? А то, что мы машины бьем. Школа у нас своя маленькая и приходится детей возить в Луговое. В итоге, детей поднимать рано, дорога плохая, какой-то беспредел», - отметил Петр Шарай.

Кроме отсутствия воды и нормальной дороги, жители рассказали, что здесь плохо работает интернет и передали привет министру цифровизации Багдату Мусину.

«У всех есть интернет. В соседнем селе – 100 км от Астаны – там очень хорошо работает интернет, а мы в 50 км от столицы – у нас плохо ловит. К нам в село внуки не хотят приезжать, говорят, у тебя, бабушка, не работает интернет», – сказала одна из местных жительниц.

В акимате говорят, что проблема с отсутствием дороги существует давно. И по какой причине былой асфальт потерял свой вид – тоже знают.

«Получилось так, что большегрузы сломали наши дороги. Ранее был асфальт. На протяжении этих 13-15 лет камня на камне не осталось от асфальта. Пока дороги ремонтируются своими силами, то есть составлены меморандумы с карьерами. Данные карьеры не отказываются, они ремонтируют. За счет собственных средств в 2022 году была выровнена дорога, отсыпана, инертным материалом выровнена и катком закатана. Однако жителям необходимы нормальные условия для существования, то есть пыль, которая имеется, она мешает. Также больше грузы препятствуют нормальной езде, та пыль препятствует нормальному безопасному движению, из-за этого возникает обоснованная критика», – сказал аким сельского округа «Тасты» Целиноградского района Ержан Сабыров.

Решение вопроса есть – это проложить отдельную дорогу для большегрузов. Только на это требуется как минимум полмиллиарда тенге, как скоро деньги появятся в местном бюджете – пока неизвестно.

«Я думаю, данные вопросы будут решаться в будущем. Так как проблема имеет место и будут выделены необходимые места. За счет местного бюджета нам не осилить. Это нужна помощь республики, либо областной бюджет», – сказал аким.

«На такой километраж, если даже по среднему ремонту делать, это минимум 500-600 миллионов будет. А если капиталить - там больше. Тем более необходима альтернативная дорога», - добавил он.

В поселке последние 20 лет отсутствует вода. Хотя раньше здесь были проложены трубы, по которым шла вода из Есиля. А теперь раз в неделю сюда привозят воду, которой наполняют цистерну. Бывали случаи, когда воды не хватало, и сельчанам приходилось несколько дней обходиться без нее. Об этом подробнее мы расскажем в следующем материале.

Новости партнеров

Вам будет интересно