Народный инструмент– изюминка зала этнографии историко-краеведческого музея
В Усть-Каменогорске хранится казахский народный инструмент, которому больше двухсот лет, передает «Голос народа» со ссылкой на kazpravda.kz.
Старинный кобыз – изюминка зала этнографии Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея. Инструмент выставлен в большой вертикальной витрине и сразу приковывает внимание своей архаичной брутальной формой. Он необычно крупный, очень темный, словно из потустороннего мира.
В свое время местные жители села Екатериновка Уланского района подарили музею старинный кобыз. Это поселение, позднее переименованное в Акжартас, находилось в живописном уголке возле отрогов Калбинского хребта. К сожалению, сегодня его существование не увековечено на карте области, так как село затихло и было ликвидировано. Однако остается увлекательная и все еще частично загадочная история, уходящая своими корнями, по меньшей мере, в начало XIX века.
Как рассказали в музее, сельчане нашли кобыз в пещере в местных горах. Говорят, инструмент принадлежал здешнему шаману, который после революции, в годы борьбы с религией, бесследно исчез. Однако краеведы «раскопали» более правдоподобные детали.
«Знаток истории Уланского района Кусаин Жаманбаев выяснил, что кобыз хранили несколько поколений рода толегетай, передавали его по наследству. Полвека им владела жительница аула Караозек Мажен Ермекбайкызы, играла на нем. Мажен-аже родилась в 1851 году, а умерла в 1931-м в возрасте 80 лет. До этого владельцем инструмента был ее родственник Иманбай, а тому он достался от его отца Ермекбая», – пояснила сотрудник музея Куляш Уалиева.
Как следует из сопроводительного описания, экспонат, оформленный в фонде как кобыз Ермекбая, представляет собой кылкобыз из цельной части ствола можжевельника. В древесине этой породы содержится минимум смолы, она легкая, прочная, удобная для обработки. Инструмент издает ясный громкий звук, который был слышен қозықаш – на расстоянии 10–12 км. Поверхность у него гладкая, словно отполированная самим временем. Как установили специалисты, мастер, а возможно, позже и сами музыканты, смазывали поверхность кобыза курдючным жиром – для придания большей плотности.
«По сравнению с современными инструментами этот «певец» втрое больше. У него почти метровая длина и вес чуть ли не пять килограммов. Голосник обтянут шейной кожей верблюдицы. Лицевая поверхность обвита кованым металлом, покрыта серебром и украшена девятью листовидными подвесками-погремушками. Инструмент однозначно был изготовлен как шаманский, на это указывает и четырехугольное зеркальце на чаше», – рассказала сотрудник музея.
По сведениям, собранным областным историко-краеведческим музеем, в степях Восточного Казахстана звучали кюи Коркыта, Ыхлыса, Баубека, Козбена, Тулака.