поиск
×
Казахстан

Двухвековой старинный кобыз хранится в Усть-Каменогорске

Народный инструмент– изюминка зала этнографии историко-краеведческого музея

 

Асия Марат
07 августа 2023 года в 12:15

Двухвековой старинный кобыз хранится в Усть-Каменогорске
Фото: kazpravda.kz

В Усть-Каменогорске хранится казахский народный инструмент, которому больше двухсот лет, передает «Голос народа»  со ссылкой на kazpravda.kz.

Старинный кобыз – изюминка зала этнографии Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея. Инструмент выставлен в большой вертикальной витрине и сразу приковывает внимание своей архаичной брутальной формой. Он необычно крупный, очень темный, словно из потустороннего мира.

В свое время местные жители села Екатериновка Уланского района подарили музею старинный кобыз. Это поселение, позднее переименованное в Акжартас, находилось в живописном уголке возле отрогов Калбинского хребта. К сожалению, сегодня его существование не увековечено на карте области, так как село затихло и было ликвидировано. Однако остается увлекательная и все еще частично загадочная история, уходящая своими корнями, по меньшей мере, в начало XIX века.

Как рассказали в музее, сельчане нашли кобыз в пещере в местных горах. Говорят, инструмент принадлежал здешнему шаману, который после революции, в годы борьбы с религией, бесследно исчез. Однако краеведы «раскопали» более правдоподобные детали.

«Знаток истории Уланского райо­на Кусаин Жаманбаев вы­яснил, что кобыз хранили несколько поколений рода толегетай, передавали его по наследству. Полвека им владела жительница аула Караозек Мажен Ермекбайкызы, играла на нем. Мажен-аже родилась в 1851 году, а умерла в 1931-м в возрасте 80 лет. До этого владельцем инструмента был ее родственник Иманбай, а тому он достался от его отца Ермекбая», – пояснила сотрудник музея Куляш Уалиева.

Как следует из сопроводительного описания, экспонат, оформленный в фонде как кобыз Ермекбая, представляет собой кылкобыз из цельной части ствола можжевельника. В древесине этой породы содержится минимум смолы, она легкая, прочная, удобная для обработки. Инструмент издает ясный громкий звук, который был слышен қозықаш – на расстоянии 10–12 км. Поверх­ность у него гладкая, словно отполированная самим временем. Как установили специалисты, мастер, а возможно, позже и сами музыканты, смазывали поверхность кобыза курдючным жиром – для придания большей плотности.

«По сравнению с современными инструментами этот «певец» втрое больше. У него почти мет­ровая длина и вес чуть ли не пять килограммов. Голосник обтянут шейной кожей верблюдицы. Лицевая поверхность обвита кованым металлом, покрыта серебром и украшена девятью листовидными подвесками-погремушками. Инструмент однозначно был изготовлен как шаманский, на это указывает и четырехугольное зеркальце на чаше», – рассказала сотрудник музея.

По сведениям, собранным областным историко-краеведческим музеем, в степях Восточного Казахстана звучали кюи Коркыта, Ыхлыса, Баубека, Козбена, Тулака.

Новости партнеров

Вам будет интересно