В последние годы среди казахстанских богачей стала популярна услуга слежки за собственными детьми
Поиск должников, слежка за неверными мужьями, проверка невест и установление отцовства. Детективы рассказали «Голосу народа», с какими запросами к ним обращаются казахстанцы.
Подполковник в отставке Рустам Мирзабаев на детективном рынке с 2015 года. Работает официально – Бюро независимых расследований зарегистрировано. Отмечаем этот факт, поскольку ряд опрошенных нами детективов не платят налоги, а по десяткам номерам телефонов, указанных в интернете, нам никто не ответил.
«Как раз на момент нашей регистрации в мажилисе рассматривался законопроект о детективной деятельности. Закон так и не приняли. Но на территории РК деятельность детективов легальна, хотя и не имеет четких регламентов. Мы руководствуемся Конституцией, Уголовным, Административным кодексами и другими законами.
Все, как и в любом бизнесе, только грань тоньше, потому что затрагиваются персональные данные, иногда расследования ведутся с согласия субъектов», - говорит Рустам.
Сейчас, по его словам, в Казахстане большой рынок сыскарей, но среди них много нелегалов, мошенников.
«В рекламе они часто прямо заявляют: предоставляем детализацию, распечатку звонков. Но это незаконно, как и слежка за неверными супругами. Каждый детектив работает в меру своей правовой грамотности, и свои риски оценивает сам. Но на рынке подобные услуги востребованы», - подчеркивает собеседник.
Сам он за такие дела не берется.
«С ростом преступлений против детей увечились запросы на негласное сопровождение несовершеннолетних. Родители боятся, что ребенок может связаться с плохой компанией, подсеть на наркотики, втянуться в ЛГБТ-тему. И нанимают такого негласного «няню».
Мы же чаще ведем дела по проверке контрагентов, разыскиваем лиц по наследственным делам. Проблематичными вопросами остается принятие судом доказательств, добытых детективами, наши права, взаимодействие с госорганами - на наши запросы они не всегда отвечают», - делится Рустам.
Дулат открыл детективное агентство «Айбалта» в Астане 17 лет назад, одним из первых в стране. Бывший оперуполномоченный, ушедший из органов в звании капитана, говорит, что предыдущий опыт работы помогает в детективной деятельности.
«Топ-3 запросов: проверка на супружескую неверность, розыск должников и проверка женихов и невест. В первом случае подозрения супругов на адюльтер чаще всего подтверждаются, дыма ведь без огня не бывает», - рассказывает детектив.
Он констатирует, что проблемы для семей по-прежнему создают токалки. Последние годы многие казахстанцы якобы под прикрытием религии заводят вторых, третьих «жен».
«Нередко ко мне обращаются супруги многоженцев и просят проверить отцовство. Узнаю информацию о детях на стороне, веду наблюдение, и, например, ребенок поел мороженое, выбросил палочку от него. Я забираю ее и сдаю на тест. Или жвачку выбросил. Отцовство, к слову, не всегда подтверждается», - откровенничает Дулат.
По его словам, ребенка от женатого мужчины некоторые женщины используют как рычаг давления и взыскания с отца малыша средств на безбедную жизнь.
«Как я уже отмечал, чаще всего факт измен подтверждается. Но в ходе работы с клиентом мы его психологически обрабатываем и говорим: развод не панацея. Женщины отдают годы молодости мужу, и оставлять его другой, по меньшей мере, непрактично», - рассуждает сыскарь.
Методы получения информации у детективов разные. На вопрос, как удается лавировать между законностью и запрещенными способами, Дулат отвечает, что сейчас достаточно уметь оперировать данными из открытых источников, находить нужную информацию на том же egov, в реестре должников.
«Много, зачастую слишком много информации о себе люди публикуют в социальных сетях, ее мы тоже используем. А вот переписку не вскрываем – это миф. Часто сами клиенты- женщины – предоставляют нам факты измен мужа, передают нам номера телефонов новых «любовей» супруга. А дальше мы уже отрабатываем», - продолжает Дулат.
Стоимость услуг сыщиков - от 100 долларов и выше. Самое дорогое дело было связано с розыском человека в ОАЭ, куда пришлось вылетать несколько раз. Дело обошлось в 6 тыс. долларов за месяц работы детектива.
Среди клиентов были разные люди, в том числе высокопоставленные лица из страны и «большие люди из-за рубежа».
«Договор заключаем с теми клиентами, кто этого хочет. Многие предпочитают сохранять полную конфиденциальность, и договор у нас в этих случаях устный. Искать должников помогает опыт работы опером. Главное – знать, от чего отталкиваться. Это не настолько трудоемкий процесс на самом деле, нужно просто знать, где «копать».
Это та же работа полицейского, только, в отличие от многих людей в погонах, мы заинтересованы в выполнении работы. И у нас не такая сверхнагрузка, как у полицейских. Связи в органах я не использую - 17 лет прошло, как я ушел оттуда», - говорит детектив.
На вопрос, какое дело из многолетней практики его шокировало больше всего, он ответил, что после работы в «уголовке» его сложно удивить.
«В начале 2000-х столько дерьма было, не то, что сейчас», - добавил он.
Судя по рассказу столичного пинкертона, казахстанцев по-прежнему волнуют две извечные темы: любовь и деньги. Один его любвеобильный знакомый периодически обращался к нему с просьбой найти контакты понравившихся девушек.
«Дулат, вылетаю из Алматы, девушка красивая, место такое-то, хочу познакомиться – «пробей» ее. По приезде наблюдаем, встречают ли объект, если нет – передаю дальнейшую информацию клиенту: контакты, где можно найти и, так сказать, состыковываем. В той истории я узнал любимую кофейню девушки, куда пришел мой клиент и познакомился с ней», - делится детектив.
Про женихов основной вопрос – чем живет, как зарабатывает, не альфонс ли.
«Про женщин женихи, бойфренды заказывают узнать, не гулящая ли, верная ли, чем занимается в периоды отъездов мужчины. Обращались иностранцы, в том числе преподаватели в наших вузах, - американцы, французы. Уезжает на месяц на родину. Снимает девушке квартиру и просит понаблюдать за ней. Что могу сказать - наши девушки любят гулять», - заявляет сыскарь.
Немало заказов проверить контрагентов. Сейчас много мошенничества, поэтому и перестраховываются бизнесмены.
«Мы проверяем все - начиная от офиса, действительно ли арендуют в указанном месте, говорим с персоналом, выясняем детали.
Есть заказы на проведение контрнаблюдения, когда клиент боится слежки. Мы собираем информацию о круге знакомых, параллельно оговариваем маршрут следования и едем за ним. Условно: тронулся с торгового центра, поворачивает там, где условились, и смотрим, какие машины за ним следуют. И так проезжаем несколько точек. Те машины, которые повторяются, фиксируем и передаем данные клиенту», - рассказывает детектив.
Также ведут поиск родственников. В период мобилизации в России часто обращались родные с запросами найти потерявшихся мужчин. В целом поиск без вести пропавших – прерогатива полиции, акцентирует Дулат.
А однажды к нему пришли две женщины: постарше и помоложе.
«Я – жена такого-то, это – его токал. Мы подозреваем, что у него появилась еще одна токалка. Как поняли? Обещал мне «Лексус 750», а токалке – «Митцубиши». Но купил автомобили классом ниже… Финал истории- теперь уже трое женщин мирно сосуществуют с одним мужчиной», - рассказывает детектив.
Финал другой истории более драматичный. Влюбившийся в жительницу столицы россиян прилетел и не сумел с ней встретиться.
«Познакомился на сайте знакомств, влюбился в голос. Она якобы дочь французского бизнесмена, имеющего дело в Казахстане. Фотографии присылала с видами не Астаны, а европейскими. Это я ему и сообщил. Примечательно, что за все время общения мужчина ни разу не видел даму сердца по видео – общались только через аудио.
В ночь, когда россиянин прилетел в Астану, с номера возлюбленной пришло сообщение о том, что она попала в аварию по пути в аэропорт. А сейчас якобы находится в коме… «Она из-за меня попала», - переживал мужчина. На какой машине попала в аварию, выясняю. – На «Мазерати». Я пробил – ни одного «Мазерати» тогда в столице не было зарегистрировано, как и ДТП с его участием в тот вечер», - вспоминает историю сыщик.
В итоге он нашел зазнобу бизнесмена - ею оказалась женщина за 50 лет, продавщица в продуктовом ларьке, трое детей, муж.
«С приятным голосом, которым она и приманила мужчину. Он до последнего не верил – тогда мы отвели его к ней. Пока она сама не заговорила и не призналась, что хотела любви, поэтому и сочинила всю эту историю», - рассказывает детектив.
Печальный конец и у другого дела – француз намеревался жениться на гражданской жене, но попросил проверить, что она делает в его отсутствие.
«Мы проследили – оказалось, что женщина пила, курила, вступала в отношения с другими. Все это мы выяснили, покопавшись в мусоре, который она каждое утро выбрасывала: бутылки, пачки сигарет, презервативы. Наша грязная работа дала результат», - вспоминает Дулат.
Мы же напомним, что законопроект «О частной детективной деятельности» был разработан ровно 10 лет назад, несколько раз поднимался в стенах парламента, но так до сих пор и не принят.